Вестник РусГидро









Зарабатывать интеллектом

РусГидро приступило к установке умных счетчиков потребителям. «Вестник» поговорил с исполнительным директором Красноярскэнергосбыта Олегом Дьяченко и его заместителем Юлией Смирновой о первых шагах внедрения интеллектуальных систем учета, а также о борьбе с неплатежами и цифровизации.

– Олег, Юлия, начнем с актуального. С 1 июля 2020 года по закону ответственность за организацию учета электроэнергии возложена на гарантирующих поставщиков и сетевые организации. В чем суть реформы и есть ли у вас уже какие-то результаты?

Юлия Смирнова: Отрасль переходит на совершенно новую систему учета электроэнергии, которая позволит энергокомпаниям удаленно снимать показания, собирать аналитику по каждой точке учета, своевременно выявлять нарушения, дистанционно вводить ограничение потребления электроэнергии должникам и возобновлять ее поставку.

Олег Дьяченко: Процесс перехода на новую систему осложняется тем, что, пока жителям нужно было платить за счетчики самим, многие относились к их своевременной замене весьма прохладно. В итоге к 1 июля у Красноярскэнергосбыта накопился пул абонентов, не передающих показания: либо у приборов учета просрочен межповерочный интервал, либо они просто не работают. Таких около 10% от всех наших потребителей, то есть примерно 110 тыс. Если мы хотим обвязать интеллектуальной системой учета (ИСУ) все население, то сначала должны обеспечить умными счетчиками этих потребителей, параллельно отрабатывая и те приборы, у которых межповерочный интервал истекает в текущем году. За первые два месяца реализации проекта мы установили более 7 тыс. новых приборов учета. В среднем планируем менять около 20–25 тыс. счетчиков в год.

– Есть ли сейчас понимание по срокам полного перехода на интеллектуальную систему учета?

ЦИФРА

Более
250 тыс.

интеллектуальных приборов учета планируют закупить и установить в 2021 году предприятия Группы РусГидро

Ю. С.: В конечной точке реформы все домохозяйства должны быть подключены к интеллектуальной системе учета, но закон не определяет сроки, в которые должна завершиться стопроцентная замена обычных счетчиков на интеллектуальные. Замена происходит по мере выхода из строя старых приборов или по истечении у них меж­поверочного интервала.

В 2021 году умные счетчики в обязательном порядке должны устанавливаться исключительно в новостройках. А по отношению к остальному жилому фонду эта обязанность возникает только с 1 января 2022 года. Но на уровне РусГидро было решено, что при общей стратегической задаче – как можно быстрее перейти на интеллектуальную систему учета – нет смысла продолжать работу со старыми приборами, надо сразу ставить умные.

– Из каких этапов состоит этот процесс?

Ю. С.: Прежде чем что-то устанавливать, сначала надо определиться, как снимать и обрабатывать данные, затем это что-то надо приобрести и потом только установить. Механизм приобретения и установки для Красноярскэнергосбыта привычен – у нас уже есть подразделение, которое и раньше занималось обслуживанием приборов учета, только на коммерческой основе. А вот в зоне обработки данных возникает сразу несколько подзадач: обеспечить базу данных, выбрать канал связи и того, кто будет соединять.

О. Д.: Руководством РусГидро принято решение, что для всей группы компаний будет выбран единый стратегический партнер, который поможет в организации работы. Это будет облачная платформа, к которой подключат приборы интеллектуальной системы.

– Система уже работает?

Ю. С.: Пока построение единой платформы по Группе РусГидро находится в организационной стадии, мы временно работаем на своей системе, включающей удаленное считывание показаний, обработку и хранение полученных данных. Такой опыт сбора и обработки данных мы получили, когда внедряли проект по построению системы интеллектуального учета (АСКУЭ) для юридических лиц. Он был реализован на базе программного комплекса «Пирамида». В рамках этого проекта мы установили приборы учета и так же удаленно считывали с них информацию, которую хранили и обрабатывали у себя на серверах в центре обработки данных. Пока новое облако, общее для всей Группы, еще не запустилось, все новые приборы интеллектуального учета мы цепляем к нашему ЦОД.

ЦИФРЫ

+50%

прирост спроса на интернет-сервисы Красноярскэнергосбыта в 2020 году по сравнению с 2019-м

5 наград

получил Красноярскэнергосбыт в 2020 году, в том числе Гран-при Х Всероссийского конкурса «Лучшая энергосбытовая компания России» и приз за цикл мероприятий по переводу клиентов на дистанционные сервисы в конкурсе «Лучший коммуникационный проект» Группы РусГидро

– Наверняка есть еще и подводные камни.

Ю.С.: Куда же без них? Например, сейчас мы работаем в режиме постоянного дефицита счетчиков. Сначала производителям потребовалось время на то, чтобы привести свои модели к требованиям нового законодательства, так как уточненные требования к интеллектуальным приборам учета вышли с большим запозданием. Теперь поставщиков стало больше, но и спрос на умные счетчики вырос – все больше энергокомпаний включается в реализацию проекта по построению ИСУ. Поэтому мы вынуждены ювелирно рассчитывать графики установки и буквально выжимать из поставщиков все, что есть на данный момент.

Поставщиков стало больше, но и спрос на умные счетчики вырос – все больше энергокомпаний включается в реализацию проекта по построению ИСУ

Юлия Смирнова
заместитель исполнительного директора Красноярскэнергосбыта

Еще одна проблема – связь, без которой невозможна удаленная работа с приборами учета. Когда мы проводили конкурс, нашим партнером стал МТС. Он давал гарантию, что связь на всей территории края будет устойчивой, но по факту оказалось, что ряд домов «выпадает» из покрытия сетью. В первый месяц мы получили только 50% «откликов» приборов. Сейчас ситуация улучшилась – 80–85%, но по нашей целевой программе максимум, конечно, 100%.

– Переход на новую систему меняет потребности компании в определенных специалистах?

Ю. С.: Конечно. Возникает необходимость в сотрудниках, обеспечивающих прием и обработку информации, получаемой удаленно с приборов учета. А ручной труд будет постепенно уходить, поскольку умный прибор может делать дистанционно то, что раньше делали сотни сотрудников: прием показаний и зачастую их ручное занесение в базу данных, контрольное снятие показаний, отключение электроэнергии за неуплату и восстановление подачи электроэнергии, смена тарифного плана.

О. Д.: Но речь не идет о радикальных мерах и каких-то массовых сокращениях. Процесс перехода на интеллектуальную систему учета электроэнергии рассчитан на много лет, и мы планируем пройти его, скажем так, эволюционным путем: планомерными кадровыми перестановками, переобучением перспективных сотрудников, перераспределением функционала и задач, а также за счет естественного оттока – смены места работы, выхода на пенсию.

– Еще одна важная тема — с 1 января этого года завершился мораторий на отключение потребителей за неоплату услуг ЖКХ и применение к ним пени. Насколько остро в этот период стоял вопрос с платежной дисциплиной ваших абонентов?

Ю. С.: У нас в компании давно осознали: надо не бороться с хронической задолженностью, а стараться делать так, чтобы задолженность не появлялась в принципе. ­Поэтому важная часть работы и с юридическими, и с физическими лицами – превентивные меры: например, напоминание об оплате через личный кабинет, СМС, электронную почту и так далее. И в 2020 году задолженность не выросла: во‑первых, работают мероприятия на опережение, во‑вторых, в Красноярском крае не было существенного снижения платежеспособности, поскольку это большая промышленная территория, которая продолжала работать в пандемию. В общем, мы ожидали неплатежи в районе 20–25%, а по факту нам удалось не только удержать уровень дебиторской задолженности, но и снизить его на 7,1 млн руб.

О. Д.: У нас хорошо налажена работа с должниками, которая держится на трех китах: превентивные меры, эффективная претензионная работа в судах и удобство оплаты. Когда все осели дома, это не стало препятствием для платежей по счетам для большинства потребителей — компания давно внедрила способы оплаты, не требующие походов в кассы, к терминалам или в банки. Мы много лет целенаправленно и планомерно переводим отношения с клиентами в киберпространство. Это наиболее эффективный способ общения, а пандемия только подтолкнула к тому, чтобы мы еще быстрее побежали в этом направлении.

– В прошлом году Красноярскэнергосбыту исполнилось 15 лет – большая дата. Какими бы вам хотелось быть к 20-летию?

О. Д.: Молодыми и дерзкими. Самое важное – поиск новых форматов и компетенций, возможно, работа на других территориях и в новом статусе. Уже сейчас у нас существует система агентских договоров, по которым мы собираем деньги не только за электроэнергию, но и платежи в адрес иных ресурсоснабжающих организаций – за тепло и воду, а также взносы на капремонт, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Если мы не хотим потерять позиции, то в мире цифровизации, массовых технологий и с нашим уникальным ресурсом в миллион уже имеющихся потребителей наше будущее – это бизнес в области массового контакта с клиентом и его расчетов за любые услуги или ресурсы.

Наше будущее – это бизнес в области массового контакта с клиентом и его расчетов за любые услуги или ресурсы

Олег Дьяченко
исполнительный директор Красноярскэнергосбыта

Ю. С.: К этому нас стимулируют еще и две серьезные тенденции. Во-первых, государство постоянно упрощает процесс перехода крупных потребителей электроэнергии от гарантирующих поставщиков на оптовый рынок или к независимым энергосбытовым компаниям. Вторая угроза – стремление мощных и прогрессивных организаций к выходу за пределы своего рынка и диверсификации бизнеса. Это означает, что теперь для нас потенциальные конкуренты – это не только независимые энергосбытовые компании, но и, например, связисты или банки. Границы между сегментами рынка и отраслями рушатся. Сейчас выигрывает тот, в чьих руках есть клиентская база и цифровые технологии для массовых расчетов и массового обслуживания населения.

О. Д.: При этом наш основной бизнес всегда должен оставаться в центре внимания. В зоне нашей операционной ответственности 1 100 000 физических и 32 000 юридических лиц. Чтобы не потерять их, мы должны вовремя реагировать на все вызовы. А в этом помогут только сервисы. Через пять лет, возможно, мы полностью будем в онлайне. Уже сегодня передать показания в офис приходят лишь 5–6% потребителей. Клиенты сами хотят и готовы цифровизироваться.

И основной посыл – мы для потребителей, а не потребители для нас. Мы должны сделать так, чтобы их общение с нами было и приятным, и не толкнуло в чьи-нибудь другие «нежные объятия». Пока у нас получается, надеюсь, так будет и дальше.