Космос в глубине
Водолазов часто сравнивают с космонавтами: «неземные» нагрузки, сложная экипировка, стрессовая среда. Кстати, подготовка к космическому полету включает в том числе и подводные тренировки.
КСТАТИ
Если вы думаете, что профессия водолаза — современная, то многочисленные истории и легенды нам рассказывают: изучать подводный мир с помощью оборудования люди начали еще до нашей эры.
Ученик Аристотеля, греческий полководец Александр Македонский примерно в 330 г. до н. э. спускался на дно моря в стеклянном колоколе Colimpha, покрытом ослиными шкурами, для наблюдения за обитателями глубин.
На ГЭС водолазы регулярно обследуют подводные части гидротехнических сооружений и дно водохранилища, проводят проверку оборудования, осмотр и чистку пазов ремонтных затворов, когда нужно осушить проточную часть гидроагрегата при ремонте или замене оборудования, выполняют чистку сороудерживающих решеток и многое другое.
Денис Кузьмин и Александр Крапивкин — водолазы Жигулевского филиала Гидроремонта-ВКК.
«Многие представляют нашу работу как подводные путешествия Кусто: спустился — и любуйся красивыми рыбками, — шутит Юрий Кириллов, старшина водолазной станции Жигулевского филиала Гидроремонта-ВКК. — На самом деле работаем почти как в космосе: кругом темнота и безмолвие».
Видимость не больше метра — все-таки рядом работает ГЭС. В половодье и того меньше: в бассейне Волги и Камы много лесных рек, вода в них темная от примеси торфа. Летом добавляются водоросли. Коллеги рассказывают, что и специальное водолазное освещение не помогает, приходится работать на ощупь и по координации товарищей.
Оркестр под водой
Водолаз в гидроэнергетике — это человек-оркестр. Под водой, где даже дышать — это уже работа, они проводят сложнейшие манипуляции.
На глубине им приходится работать арматурщиками, сварщиками, резчиками, слесарями. Могут и стропальщиками, если нужно поднять что-то тяжелое. А про подводное бетонирование слышали? Обычно его применяют для восстановления поверхности зоны переменного уровня ГЭС. Тут на водолазах целый комплекс работ: нужно зачистить поверхность, убрать поврежденный бетон, демонтировать старое армирование и сделать новое, установить опалубку и только потом прямо под водой залить бетон специальной гидротехнической марки. И если на суше это обычный перечень работ, то под водой нагрузка огромная: атмосферное давление в разы больше, соответственно, выдержка и сила тут нужны богатырские.
Старшина водолазов Юрий Кириллов проверяет связь с глубиной.
«Чтобы понять, насколько сложнее работать под водой, приведем простой пример. На суше выкопать яму объемом примерно один кубометр займет по времени часа три, а вот на глубине на выборку такого же объема грунта уйдет дня четыре, — рассказывает Сергей Ткаченко, водолаз Волжского филиала Гидроремонта-ВКК. — Сказывается сопротивление воды, мешает отрицательная плавучесть собственного тела, поэтому сил требуется гораздо больше».
Электрическая сварка под водой — зрелище удивительное. Для нее нужны особые электроды и специальный аппарат с полой трубкой, по которой подается воздух: создается воздушный пузырь, в котором и производится сварка — словно огненный шар под водой.
Часто водолаз выполняет роль видеооператора — берет с собой фото- или видеокамеру, чтобы зафиксировать дефекты или повреждения. Это незаменимые сведения для мониторинга состояния гидротехнических сооружений.
На одном дыхании
Водолаз Дмитрий Глибин (справа) перед погружением.
«На каждое задание выходим командой, ведь в одиночку даже надеть снаряжение не получится, — рассказывает Дмитрий Глибин, старшина Рыбинской водолазной станции Гидроремонта-ВКК. — В группе минимум три человека: работающий водолаз, обеспечивающий и страхующий. Помощники следят за коллегой, контролируют его самочувствие, работу снаряжения, координируют выполнение задания. Связь держим по телефонному каналу или по видео, есть условные сигналы по тросу. Считываем даже пузырьки воздуха на поверхности». Подготовка к погружению — процесс тщательный, может занять несколько дней, если, конечно, случай не экстренный. В особых случаях проводят репетицию на малой глубине — убедиться, что все предусмотрели. Выполнение задачи расписывается пошагово, ведь от четкости действий зависит не только ход работ, но и, что еще важнее, жизнь и здоровье.
Время погружения рассчитывается до минуты — по декомпрессионной таблице. Здесь нужно учесть много параметров: у водолаза проверяют температуру, давление, пульс, оценивается общее самочувствие. Указывается глубина, температура воды, сила течения и, конечно, степень физической нагрузки. Скорость подъема тоже просчитывают очень тщательно, спешить нельзя — о кессонной болезни слышали, пожалуй, все.
Максимальная глубина погружения на объектах разная. На Рыбинской ГЭС — 27 м, на Загорской ГАЭС — 36 м, на Жигулевской и Волжской ГЭС ощутимо больше — 44 м.
Водолазные станции Гидроремонта-ВКК есть в Жигулевском, Волжском, Воткинском филиалах, в Рыбинске и Перми. Свои водолазы есть на Каскаде Кубанских ГЭС и даже в Транспортной компании РусГидро.
Чудо-рыба и русалки
В профессию попадают по-разному, но, как признаются сами водолазы, они почему-то никогда не встречали коллег, которые с детства мечтали о подводной карьере. Хотя интерес к профессии огромный — и у детей, и у взрослых. «Как только узнают, кем работаешь, сразу море вопросов, что и как. Про снаряжение и глубину редко спрашивают, чаще всего — много ли в реке рыбы и что ценное находили. Сразу хочется немного приврать и рассказать какуюнибудь небылицу», — рассказывают наши специалисты.
Работу выполнили!
Но пару баек нам все же выдали. Оказывается, огромные трехметровые сомы в Волге встречаются до сих пор, за это ручаются рыбинские водолазы. А вот жигулевские коллеги утверждали, что на их глубинах и русалки попадаются. Потом, правда, пояснили, что на самом деле тот случай был сложной нештатной ситуацией: водолаз на глубине испытал состояние азотного наркоза, который сопровождается эйфорией и галлюцинациями. Тут важно суметь правильно выстроить разговор и убедить человека начать подъем. В этой истории все обошлось.
Один миф водолазы развенчали: неправда, что их отправляют в отпуск на время ледостава. Погружаться можно даже при сильном морозе — только надевать и снимать снаряжение зимой необходимо в теплом помещении.
Водолаз Федор Маслов устанавливает ремонтный щит на водосливной плотине Рыбинской ГЭС.
Двадцатилетние
В свете грядущего 20-летия РусГидро проверили цифры. Оказалось, семь водолазов в Гидроремонте-ВКК работают все эти годы! Счет подводного стажа у таких специалистов идет на тысячи — в часах погружений. Например, Дмитрий Глибин провел на глубине больше 7,5 тыс. часов — это 312 дней.
Что изменилось за это время? И снаряжение обновилось, и задачи стали масштабнее, рассказывают наши подводники. И добавляют: хочется, чтобы больше молодежи шло в эту уникальную профессию, где сейчас так много интересных проектов. «Пусть приходят на экскурсии, все покажем и расскажем!»
Школьники знакомятся на Волжской ГЭС с профессией водолаза.
КСТАТИ
В трудах греческого ученого и поэта Каллимаха (III в. до н.э.) содержатся сведения о подводном медном руднике на Демонезе близ Калхедонии, в котором добывалась высококачественная медь.
Римский историк Тит Ливий сообщает, что последний македонский царь Персей во время войны с Римом (171–168 гг. до н. э.), испугавшись наступления неприятельского войска, потопил в море сокровища города Пеллы. Когда опасность миновала, Персей приказал тайно достать богатства при помощи рабов-водолазов, которых потом казнил как свидетелей своего малодушия.
В 1405 г. немецкий писатель Кьезер описал костюм ныряльщика, состоящий из кожаной куртки, металлического шлема с двумя стеклянными иллюминаторами и кожаной трубки, соединяющейся с воздушным мешком. Но объем воздуха в пузыре был мал, при дыхании в нем быстро нарастало содержание углекислого газа и снижалось содержание кислорода.