Диагноз для плотины

Директор Аналитического центра по безопасности гидротехнических сооружений и надежности оборудования ГЭС НИИЭС Владимир Иванович Щербина 30 августа отметил 80-летие. Всю свою трудовую жизнь – 63 (!) года – юбиляр посвятил любимому делу: гидротехнике.

Все, кто проработал с Владимиром Ивановичем много лет, говорят, что самая главная, совершенно удивительная его черта – это способность принять, освоить и наилучшим образом использовать любые новшества. 

– Наш мир кардинально изменился: по­явились принципиально новые технологии и материалы, приборы и методы измерений, компьютеры и Интернет, нанотехнологии и системы управления производственными процессами, – рассказывают коллеги. – Все это Владимир Иванович осмыслил и направил на служение любимому делу.

О времени и о себе


– В 1954 году я поступил в Московский инженерно-строительный институт на факультет гидротехнического строительства, где учился у плеяды выдающихся гидротехников, – рассказывает Владимир Иванович. – После окончания института был направлен на строительство Волго-Балтийского пути мастером на возведение шлюза №1. На стройке кроме нас, трех мастеров и старшего прораба, работали только заключенные. Именно там я научился всем видам работ – от подготовки основания и забивки свай до укладки грунта в пазухи шлюза. И полученный за эти три года опыт самостоятельной практической работы оказался бесценным для глубокого освоения профессии.

В 1962 году поступил в аспирантуру института «Союзморниипроект». Моим руководителем стал профессор Борис Горюнов – энциклопедически образованный человек, знавший 11 языков. В период обучения я начал работать в Научно-исследовательском секторе института «Гидропроект» (теперь –НИИЭС), где и тружусь по сей день.

Передовое направление


В 1967 году в институте было закончено строительство уникальной центробежной установки, предназначенной для моделирования процессов деформации грунтовых сооружений. Она имела ­диаметр 5 м и ­позволяла раскручивать две каретки, в которых находились модели со­оружений, до ускорения 320 g. Так Владимир Иванович начал работать в области центробежного моделирования. Его учителями стали основоположники этого метода – профессора Георгий Покровский и Илья Федоров. Начался самый интересный период в жизни юбиляра, когда пришлось со­здавать с нуля Лабораторию центробежного моделирования. На это потребовалось несколько лет напряженного труда. Наконец, в 1973 году в рамках Международного конгресса по механике грунтов и фундаментостроению на базе новой лаборатории прошло заседание секции центробежного моделирования под председательством профессора Скофилда (Великобритания), у которого в это время была наиболее оснащенная аппаратурой центрифуга.

К 1978 году центробежная установка ­НИСа Гидропроекта по своим техническим параметрам, оснащенности приборами и устройствами, перечню решаемых задач вышла на передовые позиции в мире. Щербину назначили заведующим лабораторией. Ее коллектив провел исследования многих строящихся и проектируемых объектов в России и за рубежом. Лаборатория также продолжала заниматься обобщением анализа натурных наблюдений на грунтовых и бетонных плотинах.

11_Vestnik_Rusgidro_9_2017.jpg

Коллектив легендарной Лаборатории центробежного моделирования. В центре – Владимир Щербина.

Есть проблема – есть решение


– Особый интерес представляют исследования, которые мы провели на волгоградских шлюзах, – рассказывает Владимир Щербина. – Было установлено, что боковое давление грунта на стенку шлюза на протяжении ряда лет росло и в результате превысило расчетное почти в три раза. Была проведена даже на сегодняшний день уникальная операция: под защитой ледово-­грунтовой завесы из замороженного грунта в обратной засыпке пройден шурф на глубину 20 м, что на 40 м ниже уровня ­грунтовых вод, обнажена стенка и проведены исследования свойств грунтов и состояния самих приборов. Через два года подобную работу мы выполнили на ­шлюзе №6 канала имени Москвы. В результате этих исследований были получены результаты, позволившие сформулировать конкретные рекомендации для проектирования подпорных стенок. 

Еще одной работой, которой по праву гордится ученый, была разработка и реализация ремонтных мероприятий на Широковской каменно-набросной плотине. Плотина высотой 40 м, построенная во время Великой Отечественной войны, постоянно деформировалась в сторону нижнего бьефа, и к 1965 году ее смещения и осадки достигли одного метра. Сотрудники лаборатории исследовали модель на центрифуге, провели расчеты и предложили замыть плотину песком. Деформации плотины прекратились.

Новый этап


В 90-е годы прошлого столетия центробежное моделирование оказалось практически невостребованным, центрифуга была законсервирована. И тогда Владимир Иванович занялся проблемами контроля ­безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений. В НИИЭС был со­здан отдел по разработке и внедрению компьютерных информационно-диагностических систем контроля безопасности ГТС. Его коллектив создал информационно-­диагностическую систему, которая была установлена на всех станциях Волжско-­Камского каскада. 

В настоящее время уже третья версия системы установлена на 62 объектах, в том числе на 23 ГЭС и ГАЭС РусГидро, 15 ГЭС других компаний, на семи ­ГРЭС и ТЭС, а также на 16 судоходных со­оружениях Волжского ГБУ, Волго-Донского ГБУ и канала имени Москвы.

Единый центр


Идея о создании единого центра по сбору информации со всех ГЭС РусГидро появилась – как, собственно, и сама гидрогенерирующая компания – в 2005 году. Реализована она была на базе двух научно-­исследовательских институтов: НИИЭС и ВНИИГ – в 2010-м. Так появился Аналитический центр по контролю состояния ГТС и оборудования — новое структурное подразделение НИИЭС, во главе которого поставили Владимира Щербину. Помимо курирования ряда ГЭС центр собирает и анализирует информацию о состоянии всего энергетического оборудования ГЭС компании, занимается организацией процесса продления ресурса оборудования.

– В последние годы мы начали заниматься автоматизацией систем контроля ГТС, что позволяет следить за их состоянием в режиме реального времени, – рассказывает Владимир Иванович. – Были разработаны проекты автоматизации КИА для большей части станций Волжско-Камского каскада, такие проекты уже реализованы на Угличской, Рыбинской, Саратовской, Саяно-Шушенской, Красноярской ГЭС и Загорской ГАЭС. 

Стиль руководства директора Аналитического центра вовсе не предполагает раздачу указаний из собственного кабинета. 
– Владимир Иванович часто бывает на ГЭС, лично знаком с их руководителями и ведущими специалистами, постоянно контактирует с производственным блоком аппарата РусГидро, участвует в заседаниях научно-технических советов РусГидро и других организаций, в конференциях и международных конгрессах, – говорит ­генеральный директор НИИЭС Дмитрий Козлов. – Его неиссякаемой энергии, доброжелательности, жажде новых открытий можно только позавидовать!

Коллективы компании РусГидро и НИИЭС сердечно поздравляют Владимира Ивановича Щербину с юбилеем, желают крепкого здоровья, благополучия и, конечно, новых открытий и интересных проектов.