Дисциплина в законе

По инициативе ЭСК РусГидро в «Парламентской газете» обсудили механизмы взыскания задолженности с потребителей энергоуслуг.

27 апреля в Правительстве РФ рассматривался законопроект по платежной дисциплине, принятия которого с нетерпением ждут не только гарантирующие поставщики. Неплатежи – бич всех ­производителей энергоресурсов. Как сообщил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, на сегодня долг российских предприятий за электричество, тепло, воду и газ превышает 800 млрд рублей и еженедельно увеличивается на 7–10 млрд рублей.

В настоящее время энергетика находится в очень трудной ситуации, и основная причина состоит в том, что потребители рассчитываются с поставщиками энерго­услуг в последнюю очередь, – сказал член Комитета Совета Федерации по экономической политике, руководитель рабочей группы по энергетике, энергосбережению и повышению энергетической эффективности Виктор Рогоцкий. – Как следствие – сбытовые компании вынуждены брать взаймы у банков на жестких условиях, чтобы покрыть кассовые разрывы на опте и рознице. Такая ситуация ставит под угрозу развитие важнейшей отрасли экономики, и выход один – ужесточить меры борьбы с неплательщиками.

Как заявил Вячеслав Кравченко, прибывший в пресс-центр «Парламентской газеты» прямо с заседания правительственной комиссии, закручивать гайки предполагается по всем фронтам и никаких поблажек в случае принятия законопроекта злостным неплательщикам ждать не приходится. Среди мер по наведению порядка в платежной дисциплине были названы повышение пеней за просрочку платежей с 1/300 до 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, введение механизма предоставления финансовых гарантий для неотключаемых потребителей, нарушающих платежную дисциплину, и административная ответственность руководителей предприятий.

Помимо поправок в законодательстве речь шла о такой обсуждаемой сейчас теме, как механизм расщепления платежей между всеми участниками рынка потребителей электроэнергии. Суть его – в автоматическом распределении денежных средств между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями через единый расчетный центр. О том, почему данный механизм не поможет в укреплении платежной дисциплины, рассказала заместитель председателя правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева:

– По нашей оценке, сегодня гарантирующие поставщики ­берут приблизительно 150 млрд кредитов, полностью выполняя свои обязательства перед оптовым рынком электроэнергии, а долг перед сетевыми организациями составляет примерно 83 млрд рублей. Если будет введен механизм расщепления платежей, то все неплатежи, формирующиеся на розничном рынке, в том же самом объеме лягут на оптовый рынок и сетевые компании. И эта ситуация в долгосрочной перспективе будет только ухудшаться, поскольку из модели уйдет звено, более всего заинтересованное в минимизации неплатежей на розничном рынке, то есть гарантирующие поставщики. Модель расщепления платежей позволяет расщепить только то, что уже получено, и если бы сбытовые компании получали 100%-ную оплату с розничных потребителей, то никакой модели не потребовалось бы. 

Как пояснил генеральный директор ЭСК РусГидро Иван Абрамов, самое главное в обсуждаемом законопроекте – это действенные штрафные санкции для всех участников розничного рынка электроэнергии, предоставление фингарантий и более жесткая и прозрачная процедура ограничения энергоснабжения неотключаемых потребителей. 

– Именно Сообщество гарантирующих поставщиков, в которое входят энергосбытовые компании холдинга, подняло вопрос субсидиарной ответственности, – пояснил Иван Абрамов. – Тот, кто присваивает потребителю статус неотключаемого, должен нести за него бюджетную ответственность перед ресурсоснабжающими компаниями.

С точки зрения гарантирующих поставщиков, самое главное в обсуждаемом законопроекте – это равные штрафные санкции для всех участников розничного рынка электроэнергии, предоставление фингарантий и более жесткая и прозрачная процедура ограничения энергоснабжения неотключаемых потребителей. 

– Не думаю, что в случае принятия закона мы сразу же получим идеальную платежную дисциплину, но надеюсь, что это остановит рост долгов за энерго­ресурсы, – сказал Вячеслав Кравченко.