Доходное дело

Гарантирующие поставщики неплохо заработали на «непрофильной» деятельности.

file_1134.jpg Услуги управдомов послужили толчком к развитию  дополнительных сервисов гарантирующих поставщиков РусГидро. Общая выручка сбытовых компаний РусГидро за счет оказания дополнительных сервисов в 2015 году составила 1 млрд 28 млн рублей. Лучшего подтверждения того, что эти услуги весьма востребованы, не найти, число желающих воспользоваться ими неуклонно растет.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ БИЗНЕСА

Понятно, что осваивать науку выживания гарантирующим поставщикам приходится не от хорошей жизни, – говорит заместитель генерального директора Энергосбытовой компании РусГидро Бислан Гайрабеков. – Нынешнее нормативно-правовое регулирование оптового и розничного рынков электроэнергии ограничивает рентабельность сбытовых компаний, и чтобы выжить в жестких рыночных условиях, гарантирующим поставщикам приходится осваивать новые виды коммерческих услуг. Сегодня практически все сбытовые компании в России претендуют называться мультисервисными и, помимо купли-продажи электроэнергии и мощности, оказывают своим клиентам широкий спектр услуг – от обязанностей управдома до замены приборов учета и разработки эффективного плана экономии энергоресурсов.

Осваивая новые направления дея­тельности, красноярские и чувашские сбытовики поняли, что можно зарабатывать, устанавливая и обслуживая системы учета энергоресурсов, принимая коммунальные платежи, внедряя энергосберегающие технологии. 

– Диверсификация – важный ­фактор для придания бизнесу устойчивости и стабильности, – пояснил исполнительный директор Красноярскэнергосбыта Олег Дьяченко. – Мы развиваем три основных направления дополнительных услуг: агентские договоры с предприятиями ЖКХ и Региональным фондом капитального ремонта, сервисы в области измерительных услуг и оказание услуг в сфере ЖКХ (управление многоквартирными домами и водоканализационным хозяйством). Каж­дое из этих направлений по-своему работает на общий результат. Так, агентские услуги – высокомаржинальный вид деятельности, и они дают прямой экономический эффект. А вот управление многоквартирными домами не является доходным в прямом смысле этого слова, зато стало действенным рычагом для повышения эффективности основного вида деятельности: мы вытеснили с рынка недобросовестные управляющие компании и кардинально изменили ситуацию с собираемостью платежей за электро­энергию в трех городах Красноярского края. 

ВСЕ В ПЛЮСЕ

Опыт быстро переняли гарантирующие поставщики в других регионах. Так, в Башкирии наиболее востребованная услуга – это замена приборов учета с переводом на многотарифный учет. Хорошие экономические результаты сбытовым компаниям и их клиентам дают такие сервисы, как установка автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии в жилых домах и промышленных предприятиях, комплексная модернизация систем освещения с установкой энерго­сберегающих светильников и автоматики как внутреннего, так и наружного освещения, монтаж, наладка и обслуживание индивидуальных тепловых пунктов, установка узлов учета тепла, наладка регулирования потреб­ления тепловой энергии в зависимости от погодных условий.

777800.jpg

Благодаря переходу на прямые расчеты с 2014 по 2015 год абонентская база Энергетической сбытовой компании Башкортостана выросла с 970 тысяч до 1380 тысяч потребителей. Открылись 16 новых современных офисов обслуживания в шаговой доступности от жилых домов. Это позволило увеличить количество очных контактов с потребителями и повысить объемы продаж дополнительных услуг. Объем выручки, полученной башкирскими сбытовиками в результате предоставления дополнительных платных услуг, вырос с 0,8 млн рублей за 2013 год до 94 млн за 2015 год. 

Рязанская энергосбытовая компания также получила неплохой доход от дополнительных сервисов. Здесь выручка по допсервисам в 2015 году составила около 6 млн рублей.

ЗА СТАБИЛЬНЫЙ РОСТ

Вклад нескольких направлений ­непрофильной деятельности в общую выручку ЧЭСК по итогам 2015 года – около 110 млн рублей, из которых более 95 млн пришлось на управление многоквартирными домами. Остальную выручку обеспечили услуги по повышению энергоэффективности предприятий, организаций и жилых домов Чувашии, работы по установке и обслуживанию приборов учета, услуги и консультации по подготовке технической документации (проектные работы). Кстати, выручка по этому направлению деятельности за прошедший год выросла почти вдвое. 

– Мы подробно анализируем результаты развития непрофильной деятельности по каждой сбытовой компании, востребованность тех или иных дополнительных услуг в регио­нах и на основании этих данных строим планы на будущее, – говорит Бислан Гайрабеков. – Программа развития дополнительных сервисов к 2020 году предусматривает рост выручки от их продаж до 1,5 млрд рублей.