меню поиск email
№6, октябрь 2016 - В Мире

Гидротехника, XIII век

В прошлом году в мире и особенно в Великобритании широко праздновали 800-летие великой хартии вольностей, известной также как Магна Карта.

Одно из этих положений – параграф 22 – касается мостов. Сейчас они практически не входят в число гидротехнических сооружений, так как их воздействие на течение реки было минимально. Не так было в XIII веке. Ни железа, ни бетона, ни железобетона у строителей еще нет, есть лишь дерево и камень. Строительство в то время каменного моста – мучительно трудоемкий процесс, сам мост обычно приземистый, на толстых быках с небольшими пролетами. Естественно, в паводок пролеты часто забивались мусором вроде выкорчеванных стихией деревьев, и мост превращался в плотину с печальным для себя итогом.

Параграфом 22 отдельные люди и целые деревни были освобождены от обязательств по строительству новых мостов – отныне король мог настаивать только на поддержании в рабочем состоянии уже существующих. Причины, по которой бароны настаивали на этом параграфе, неочевидны. Можно лишь предположить, что деньги от паромных переправ шли именно в их карманы, и лишаться такого надежного источника доходов им не хотелось.

А вот 33 параграф касался плотин – но определенного типа. Это были рыбные запруды в той части реки, где сохранялось влияние приливов. Во время высоких приливов они скрывались под водой, и рыба из моря поднималась вверх по течению реки. Отлив их обнажал – и отрезанная таким образом от моря рыба становилась легкой добычей рыбаков. Параграф 33 требовал уничтожения сооружений такого рода на Темзе, Мидуэе и на остальных реках королевства. Единственным местом, где разрешалось строить такие запруды, было морское побережье. Причиной, по которым речные запруды не нравились баронам, могли быть интересы навигации.

Тем не менее многие запруды благополучно пережили Магну Карту. Одна из них находится в городе Честер, известном с римских времен как морской порт. Правда, к приходу нормандцев в XI веке гавань Честера уже надежно заилилась, и норманский граф Хью по прозвищу Волк в 1093 году решил перегородить реку Ди запрудой из песчаника. Начав свою историю как рыбацкое сооружение, запруда затем стала использоваться как подпор для водяных мельниц, а в 1913 году на ней даже построили городскую гидроэлектростанцию, проработавшую 26 лет.

8352.JPG

Основными пользователями запруды, внесенной в список исторического наследия первой степени (вместе с местным собором и остатками римского цирка), теперь являются цапли и бакланы. Во время отлива они встают стражей на гребень запруды и умело ловят рыбу, развлекая таким образом горожан и туристов.

Сохранились и разрешенные Великой хартией вольностей стационарные рыбные ловушки на морском побережье. Довольно много их в проливе Менай, отделяющем Уэльс от острова Англси; там они тоже охраняются как памятники истории. Одна из этих ловушек окружает небольшой подковообразный островок Инис Горед Гох, находящийся в проливе. В час прилива это просто клочок суши с небольшим зданием на нем, зато во время отлива становится видна запруда – и, разумеется, огромное количество чаек. Монастырь, которому принадлежал остров, сдавал его в аренду, а в качестве арендной платы в год взимал три фунта и бочку сельди.

Сергей Минаев

Теги: #В мире