Издалека долго...

Половодье на Верхней Волге пройдет без холостых сбросов. Сбылись самые пессимистические прогнозы синоптиков: маловодный период в бассейне Волги продолжается, и по сравнению с прошлым годом никаких существенных подвижек в сторону увеличения водности не произошло. А значит, гидроэнергетикам придется поступиться собственными интересами и копить каждую каплю воды для населения, речников, рыбного и сельского хозяйства.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

13 марта ярославский центр по гидро­метеорологии и мониторингу окружающей среды зафиксировал начало половодья в районе Каскада Верхне­волжских ГЭС. К этому моменту боковой приток к створу Угличской ГЭС вырос в ­че­тыре раза и составил 120 м³/с, а к Рыбинскому гидроузлу – почти в два раза, до 230 м³/с. 6 апреля «большая вода» докатилась до Чебоксарской ГЭС – суммарная приточность за предыдущие десять дней увеличилась на 700 м³/с. Следом, 9 апреля, половодье началось на Нижегородской станции, на две недели позже, чем в прошлом году. 

– Запасы воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада к началу половодья составили 31,0 км³, что на 24,6 км³ ниже значений 2014 года, – пояснил начальник управления режимов РусГидро Сергей Никифоров. – Отставание от среднемноголетнего значения тоже весьма существенное – 8,7 км³. 

В прошлом году к 20 апреля Рыбинское водохранилище было наполнено до отметки 100,67 м (НПУ – 101,81 м). Несмотря на малую водность, это позволило обеспечить судоходство на участке от Городца до Нижнего Новгорода. На сегодня уровень верхнего бьефа Рыбинской ГЭС – 99,27 м, и стратегического запаса воды пока нет, хотя за зимний период удалось не только не сработать водохранилище, но и повысить его отметку на 40 см. При этом гидроэнергетики обеспечивали водоснабжение потребителей и работу водозаборов в нижних бьефах волжских станций. 

– Выход один – копить каждую каплю, и в этой ситуации о сколь-нибудь существенной выработке речи не идет, – говорит директор Каскада Верхневолжских ГЭС Андрей ­Дережков. – С 2 по 5 апреля была остановлена Угличская ГЭС, что позволило увеличить наполнение водохранилища станции и достичь минимально допустимой навигационной отметки – 111 м. Сейчас уровень верхнего бьефа Угличской ГЭС составляет 111,31 м, так что есть надежда наполнить водохранилище до НПУ – 113,0 м. 

А вот ожидания, что хорошие снегозапасы компенсируют последствия маловодья в бассейне Волги, не оправдались. 

– В Чувашии запасы воды в снеге оценивались в пределах нормы, и предварительные прогнозы на предстоящее половодье свидетельствовали, что оно будет чуть выше прошлогодних значений, – говорит представитель Гидромета по Республике Чувашия Марина Китарьева. – Но март всегда преподносит нам сюрпризы, так случилось и в этот раз. Если обычно он только добавлял осадков, то в этот раз из-за теплой, сухой погоды, весь снег, минуя жидкую фазу, попросту испарился.

Такая же картина сложилась практически на всей территории бассейна Волги. Если на 30 марта снегозапасы превышали значение прошлого года на 12%, то к 10 апреля снизились на 2% по сравнению с 2014-м. В итоге боковая приточность к створам гидроузлов сейчас одна из самых низких за всю историю наблюдений. 


«РАБОТАЕМ С ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ»

Гидрологические сводки на гидростанциях Волги и Камы – как вести с полей сражений. За ними гидрологи и оперативники следят, буквально затаив дыхание. Ветеран оперативной службы Нижегородской ГЭС Григорий Белов уже год на пенсии, но по-прежнему живо интересуется всем, что происходит на станции. Особенно притоками воды – в этом году они одни из самых низких на его памяти, а боковая приточность и вовсе побила все рекорды. «Где это видано – около 40% от нормы?» – вздыхает Григорий Федорович. 

Шесть маловодных лет за 22 года работы в оперативной службе – личный счет начальника смены станции Евгения Сазанова. Опыт солидный.

– Общий приток в начале этого года, конечно, низкий – 43% от нормы, но это не рекорд: в 2003-м не было и 40%, – говорит Евгений Леонидович. – А вот отметка нижнего бьефа нынешней весной действительно была близка к минимальной – опускалась до 65,8–65,9 м.

Последствия маловодья видны невооруженным глазом – увеличились отмели в нижнем бьефе. Однако, успокоил гидролог станции Дмитрий Краличев, ситуация полностью под контролем.

– Сейчас мы держим уровень нижнего бьефа в пределах, которые гарантируют нормальную работу водозаборных сооружений ниже створа гидроузла, – пояснил он. – Главная же задача на данный момент – накопить водохранилище до НПУ (84 м) в соответствии с установленным режимом. Даже обильные осадки не смогут существенно изменить ситуацию, так как основной объем речного стока формируется снегозапасом. И конечно, многое зависит от развития событий на Рыбинском водохранилище – главном регуляторе Верхней Волги.

А наверху, то есть на Каскаде Верхневолжских ГЭС, вслед за Угличской ГЭС в вынужденном простое оказалась и Рыбинская станция: Федеральное агентство водных ресурсов приняло решение с 19 по 30 апреля остановить ее работу для накопления воды в водо­хранилище до навигационных отметок. Сейчас уровень верхнего бьефа ежесуточно растет на 5–7 см, но если к концу месяца достичь заветной отметки не удастся, остановка станции может продлиться. 

Пик половодья на Нижегородской и Чебоксарской ГЭС уже пройден, причем практически незаметно. На Саратовской ГЭС его ожидают 11–16 мая. Согласно прогнозам Гидро­метцентра, только на Каме приточность во II квартале этого года будет близка к среднемноголетним значениям.

zapasi.jpg


ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

Малая водность – проблема отнюдь не только Волги. Такая же ситуация сложилась в России практически повсеместно, за исключением бассейна Оби и Дальнего Востока. И риски малой воды одинаковы для всех регионов – это ограничение продолжительности навигации и осадки судов, снижение эффективности работы водозаборных со­оружений, ухудшение экологической обстановки, снижение регулирующей способности гидроэлектростанций, обеспечивающих устойчивость функционирования Единой энергосистемы и их выработки, что неминуе­мо повлечет рост стоимости электроэнергии для конечных потребителей. Просто потому, что гидрогенерацию придется замещать мало­эффективной и дорогой тепловой. 

– Для Волги характерна еще одна проблема – сокращение сроков и объема ежегодного обводнительного попуска, который обеспечивает интересы рыбного и сельского хозяйства Волгоградской и Астраханской областей и устойчивое экологическое состояние низовьев реки, где никаких регулирующих водохранилищ нет, – отметил заместитель директора департамента по эксплуатации и управлению режимами РусГидро Тимур Хазиахметов.

– Такие попуски – уникальная особенность Волжско-Камского каскада, которой нет ни в какой другой зарегулированной речной системе. Во время рыбной и сельхозполок расходуется большая часть стока Волги и Камы – 114,8 км³, и по большому счету весь каскад работает на обеспечение данного пропуска.

В прошлом году сельскохозяйственная полка длилась с 5 по 9 мая. В этот период Волжская ГЭС работала в режиме максимальных расходов – 26 тысяч м³/с. С 13 мая началась рыбная полка, расходы станции составляли 16 тысяч м³/с. Какими будут продолжительность и объем специальных попусков в нынешнем году, решит Федеральное агентство водных ресурсов. В конечном итоге все зависит от объема воды, поступающей в Волжско-Камский каскад.

Еще одна проблема ВКК, наиболее остро проявляющаяся как в периоды маловодья, так и в периоды экстремально большой воды, – это непроектные отметки Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ. 

– Чебоксарское и Нижнекамское водохранилища выведены из регулирования Волжско-Камского каскада, работают транзитом и не участвуют в накоплении и использовании водных ресурсов, – сказал заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров. – Такая ситуация приводит к тому, что мы теряем суммарно около 10 км³ водных ресурсов, которые могли бы быть использованы в такие сложные периоды, как сейчас.


КАСКАД СТАБИЛЬНОСТИ 

Сегодня ясно одно: какой бы сложной ни была гидрологическая ситуация, каскад водохранилищ на Волге и Каме защитит главную артерию страны от катастрофических последствий маловодья. Об этом заявил на очередной Школе гидроэнергетика, посвященной прохождению половодья станциями РусГидро, директор Института водных проблем, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. Он рассказал слушателям школы, что каскад гидростанций на Волге и Каме строился для того, чтобы решить вопросы различных отраслей народного хозяйства. Помимо выработки электроэнергии, вода, запасенная в водохранилищах, используется для бытовых и промышленных нужд, обеспечивает работу речного транспорта, коммунального и сельского хозяйства. Водохранилища накапливают воду в половодье и равномерно расходуют, когда естественный приток не позволил бы удовлетворить потребности всех водопользователей. Таким образом, гидроузлы, образующие водохранилища, спасают население во время аномальных паводков и засух.

– Величайшее заблуждение, что до появления каскада ГЭС Волга была всегда полноводной и судоходной по всей своей протяженности и что все проблемы начались с появлением плотин, – сказал Виктор Данилов-Данильян. – На самом деле весной река разливалась, нанося вред народному хозяйству, а в меженные периоды во многих местах катастрофически мелела. Нужно помнить, что раньше на берегах Волги не было столько промышленных предприятий и городов-­миллионников, как сегодня. И если лишить эти города и предприятия необходимого количества воды, это приведет к экологической катастрофе. А запасти необходимое количество воды можно только в водохранилищах.

Водохранилища каскада вносят огромный вклад в экологию главной артерии страны, являясь огромными отстойниками. Если бы их не существовало, сейчас Волгу трудно было бы назвать рекой.

– В этом потоке густой жидкости воды было бы гораздо меньше, чем сейчас, – подчеркнул академик. – Поэтому идеи некоторых экологов о том, что нужно уничтожить каскад и вернуть реке ее прежнее течение, абсолютно несостоятельны. Без тех преимуществ, которые дает Волжско-Камский каскад, экономике страны попросту не выжить.


ПРОГНОЗЫ: ВЫРАБОТКА НЕ ПОСТРАДАЕТ

В 2014 году благодаря оптимальным режимам работы ГЭС выработка электроэнергии снизилась не критично. В I квартале 2015-го она была существенно ниже аналогичных значений прошлого года, в основном за счет ГЭС Волжско-Камского каскада. Тем не менее с учетом умеренного сценария развития гидрологической ситуации в течение всего года, оптимизации режимов работы гидроузлов и графиков проведения ремонтных работ на генерирующем оборудовании ГЭС общая выработка электроэнергии станциями РусГидро может даже немного превысить показатели прошедшего года. 

– Повторюсь, сейчас главная задача гидроэнергетиков – накопить воду по максимуму, чтобы положение всех остальных водопользователей не ухудшилось по сравнению с прошлым годом, – подчеркнул Тимур Хазиахметьв.