меню поиск email
№2, февраль 2017 - В Мире

Канал в ближнем Приниагарье

В истории гидротехники и гидроэнергетики есть страницы, как будто взятые напрокат из приключенческих романов, а то и целой серии романов. В истории канала Уэлленд на территории современной Канады таких серий четыре.

Героем первой из них мог бы быть простой мельник Джон Де Кью. Когда ему было двадцать лет, страна, в которой он жил, пережила то ли гражданскую войну, то ли иностранную интервенцию, то ли освобождение, то ли все это вместе – и в итоге разделилась на две составные части, враждебные друг другу. Флаг одной из частей был прежний, британский; другая взяла себе новое знамя – звездно-полосатое. Джон был за прежний порядок, воевал, попал в плен и долго сидел в филадельфийской тюрьме, откуда сумел сбежать и даже еще повоевал. Наконец война кончилась - и он построил себе мельницу на небольшом ручейке неподалеку от Ниагарского водопада, на территории современной Канады.

MELNITSA.png 

Мельница Джона Де Кью


А потом война вернулась в его жизнь. Пока Наполеон пропадал в России, новая американская республика ввязалась в войну с Британской империей и пошла освобождать от ненавистного короля его соседние северные владения. В 1813 году колонна из 500 американцев как раз неподалеку от мельницы Де Кью собиралась штурмовать британский форт с гарнизоном из 50 солдат – но была атакована с тыла индейцами и в итоге сдалась британцам. Эта стычка вошла в истории Британии как «Победа на бобровых плотинах», но Де Кью ее не увидел – он снова оказался в американском плену.

anglo-american-war-1812.JPG

Англо-американская война, 1812 г.


Война закончилась более-менее вничью, и возмужавший Де Кью снова вернулся из плена к мирному строительству. Им овладела идея строительства канала между озерами Онтарио и Эри, которая позволила бы включить прибрежные территории Великих озер в торговую систему британской провинции. Идея получила поддержку правительства, которое было обеспокоено слабым развитием северного берега озер и близостью агрессивных американцев на южном берегу. Но канал оказался сложной задачей.

Во-первых, перепад между озерами Эри и Онтарио почти достигает 100 метров – именно из-за этого перепада и возник Ниагарский водопад. Во-вторых, между озерами почти 50 километров. И наконец, местного населения, которому можно было дать кирки в руки без риска, что они воткнут эти кирки тебе в череп, почти не было. Компания по строительству канала, которую создал Де Кью, стала набирать рабочих, и в итоге собрала их – теперь их поселки стали довольно крупными городами. Сам Де Кью тоже постарался: в его семье было 11 детей.

В итоге деньги и люди были собраны, инженеры приглашены, и они вынесли вердикт – канал построить можно, но он пройдет мимо земель Де Кью, а его мельницы останутся без воды. Мельник стал возражать – другие акционеры тут же выгнали его из компании и начали стройку. За шесть лет – с 1824 по 1829 – канал был построен, на нем было 40 деревянных шлюзов, и по нему можно было проводить баржи с осадкой в два метра.

map_of_willen_cnala.JPG

Карта канала Уэлленд


Казалось бы, можно жить, поживать, да добра наживать, но не тут-то было – за Ниагарским водопадом уже мутил воду Вашингтонский обком. В 1837 году он домутился: в Канаде поднялся мятеж против короны, на который тут же стали толпами прибывать американские добровольцы. Дело долго пахло жареным, но потом британцам удалось подтянуть войска и подавить восстание. Однако еще несколько лет после его подавления в Приниагарье шла партизанская война; в 1841 году американским шпионам удалось взорвать один из шлюзов и вывести канал из строя.

Шлюз надо было чинить, но владельцы канала решили переделать всё: грузопоток по каналу рос быстрее ожидаемого. В 1845 году вторая версия канала с более прочными и большими шлюзами приняла корабли. Так называемая «свиная война» 1859 года между США и Великобританией осталась более-менее холодной – ее единственной жертвой была свинья, подстреленная американцами на спорной территории. Так что каналу было отпущено сорок относительно мирных лет.

За это время изменилась техника, возникли и развились железные дороги, суда стали длиннее и шире: новая, третья версия канала 1887 года была прорыта по новой трассе и имела гарантированные глубины более 4 метров (хорошо знакомые нам по Волгобалту). Его шлюзы могли принимать корабли длиной 80 метров и шириной 13 метров шириной. Такие корабли уже могли ходить и в море, соответственно надобность в перегрузке товаров в Монреале стала поменьше.

Интересно, что старый канал нашел себе новое применение. Рядом с ним в 1898 году было построено чудо техники того времени – одна из первых мощных гидроэлектростанций. Она получила по этому каналу воду из озера Эри, а затем вырабатывала на этой воде 23 мегаватт – по тому времени очень много. Гидроэлектростанция была названа Де Кью в честь того самого мельника-неудачника, чьи имя сохранили построенные им мельницы.

view_on_dek_from_air.jpg

Вид на ГЭС Декью 1 с воздуха


ges_deque.jpg

Водоводы ГЭС Декью 1


machines_hall_deque.jpg

Машинный зал ГЭС Декью-1


Взорвать третий канал было уже существенно сложнее. Но тем не менее умельцы нашлись – на этот раз это были ирландские националисты, которых с распростертыми объятьями принимали в США. Взрыв 21 апреля 1900 года должен был разнести шлюз, но привел лишь к его небольшой поломке. Троих диверсантов поймали и посадили надолго.

Следующие подрывники могли оказаться немцы, которые прекрасно себя чувствовали в США примерно до 1916 года. Но через два года после начала войны американцы изменили политику в пользу британцев, и план фон Папена так и не был приведен в действие из-за превентивного ареста диверсантов. Однако сама война внесла коррективы в кораблестроение – корабли стали еще больше, и канал нужно было снова переделывать. Чем канадцы и занялись в увлекательные годы Великой Депрессии.

В 1932 года было открыто судоходство по четвертому каналу, существующему по сей день. На нем всего восемь шлюзов, минимальная глубина – 8 метров, по каналу может пройти корабль длиной 230 и шириной 23 метра(например, крейсер времен Второй мировой; в Чикаго и Детройте с этого времени их тоже можно было строить). Особых неприятностей, если не считать снесенных кораблями мостов и иных канально-транспортных происшествий, на канале пока не было, если не считать 124 строителей, погибших за время возведения канала.

macon_s_ship.jpg

Крейсер Мэкон шлюзуется в канале Уэлленд


В 1943-1948 году добавили и вторую очередь электростанции Де Кью – теперь ее мощность равна 144 МВт. Она входит в состав «Генерирующей компании Онтарио». Имя старого мельника-неудачника по-прежнему на слуху. Ну а канал работает и ждет модернизации, намеченной на 2030 год.

RRFERKOARABL.png 

Корабль ВМФ Канады в канале Уэлленд, 2008 г.



Сергей Минаев

Теги: #В мире