меню поиск email
№1, январь 2017 - В Мире

Каналы, туннели и два злодея

В прошлом выпуске исторической рубрики «Вестника РусГидро» шла речь о судоподъемнике и было дано обещание рассказать о «колесе Фолкерка»- современным чудом гидротехники, сооруженном уже в начале этого века и ставшим одним из главных туристических достопримечательностей Шотландии.

Каналу, на котором это сооружение воздвигли, скоро будет 200 лет. Он был построен, чтобы соединить по воде два крупнейших шотландских города – Эдинбург и Глазго. Несмотря на то, что эта область страны считается равнинной, на ней присутствуют значительные и порой довольно резкие перепады высот, которые создали строителям значительные сложности. Одна из них – у города Фолкерк – представляли из себя склон высотой 35 метров, на котором 200 лет назад сделали 11 шлюзов. Решение было естественным, но очень водоемким, и сильно замедляло прохождению судов – на подъем уходил день.

Когда в конце прошлого века в Великобритании возродился интерес с заброшенным каналам, эту «лестницу шлюзов» решили заменить на судоподъемник. Считается, что архитектор почерпнул идею судоподъемника из конструктора «Лего» его восьмилетней дочери – но не исключено, что такая версия была создана специально для привлечения внимания общественности. Дело в том, что «Колесо Фолкерка» изначально предназначалось исключительно как туристический объект, поэтому привлекали к нему внимание по-всякому – в том числе, конечно, и королевской семьей на открытии в 2002 году. Не обошлось без аварий: местные вандалы незадолго до открытия разворотили одну из ванн, залили электрооборудование и вообще нанесли ущерб в треть миллиона фунтов.

Ванна колеса с лодкой внутри во время движения.jpg

Диаметр колеса формы «кельтский топор» – все те же 35 метров, его приводят в действие десять гидравлических двигателей суммарной мощностью 22 киловатта. За один оборот оно может одновременно поднять и опустить четыре лодки с удивленными туристами.

Канал Юнион на входе в колесо.jpg

И тут Фолкерк вошел во вкус. До обретения «Колеса» это был обычный городок без особенных претензий – гордился разве что самой короткой улицей в Великобритании и двумя древними битвами. Но тут город почувствовал вкус славы, и в 2014 году на его окраине встали огромные лошадиные головы Келпи. И снова они имели прямое отношение к гидротехнике - символизировали место слияния канала с рекой. По местной легенде Келпи – водяные кони, которые могли прикидываться обычными и утаскивать простаков в море.

786543.JPG

Хватило ли Фолкерку? Нет, не хватило. Трудно быть туристическим городом в стране, где в каждой второй деревне замок, а в каждым втором городе – дворец. Нужен был еще один туристический объект, еще одна свежая идея, и она – нашлась рядом с колесом, все на том же канале.

Этот объект – туннель сквозь гору, по которому канал шел на колесо. Его построили в двадцатых годах девятнадцатого века, и в строительстве принимали участие самые разные люди, съехавшиеся на «всебританскую капиталистическую стройку» со всех краев островов. Но подлинная слава досталась двоим – приехавшим из Ирландии друзьям по именам Бёрк и Хэйр. Об их «подвигах» недавно даже фильм сняли – черную комедию (в отечественном прокате это зрелище называлось «Руки-ноги за любовь»).

Эпизод фильма про Берка и Хейра.jpg

Бёрк и Хэйр приехали в Шотландию специально на стройку туннеля, поскольку им нужно было темное и холодное место для их бизнеса. Дело в том, что они занимались снабжением хирургов и их студентов из Эдинбургского университета свежими трупами, которые выкапывали из свежих захоронений. Когда недовольные родственники покойных стали охранять кладбища, Бёрк и Хэйр решили, что совершенно не обязательно дожидаться естественной смерти человека – ее можно ускорить, чем и занялись.

Тоннель канала Юнион.JPG

Их поймали после 18 убийств. Трупы они прятали в темном и холодном туннеле канала. Теперь там повесили лампочки и сделали новую туристическую достопримечательность с веселыми ужасами. Предполагается, что её особенно полюбят дети.

Сергей Минаев