Путешествие в историю

Первенец плана ГОЭЛРО готовится к встрече юбилея.

В 2016 году первой крупной гидроэлектростанции России, Волховской ГЭС, ­исполнится 90 лет. Несмотря на столь солидный возраст, она на пенсию не ­собирается вовсе и продолжает выдавать энергию на-гора. Познакомимся с легендарной ­станцией поближе.

Возведение Волховской ГЭС началось еще в 1917 году, но революция и гражданская война внесли коррективы в планы гидростроителей. Строительство было возобновлено только осенью 1921 года. 

Это сейчас оборудование, сохранившееся на станции со времен ­ГОЭЛРО и до сих пор прекрасно работающее, кажется музейным раритетом. А в начале прошлого века оно проходило по разряду новейших технологий. Неудивительно, что к стройке первой крупной ГЭС в стране победившего пролетариата был огромный интерес. Настоящую оду Волховстрою воспел Алексей Толстой в своем одноименном ­произведении. Писатель черпал вдохновение из личных впечатлений, которых у него после посещения стройки было в избытке.

Граф приехал на стройку осенью 1923 года. Увиденное немало поразило его. Например, чудо техники – экскаватор: «У каменистого откоса работает странная машина. Туловище ее – вагон с трубой, из которой валят клубы дыма, внутри пыхтит машина, трещат шестерни. Из вагона высовывается длинный железный нос на цепях. Поперек носа ходит палец вверх, вниз, в стороны. На конце пальца – зубастый ковш величиной с комод. Вся эта штука называется экскаватор. Я думаю, что она может даже писать стихи».

Алексей Толстой, «Волховстрой»:

«Если вам необходимо свернуть себе шею и сломать ноги, то идите дальше по плотине. Вот – направо – деревянной арочной громадой поднимается ледозащитная стенка. Паровой кран поднимает и опрокидывает на верх ее вагонетки с бетоном. По левую ее сторону роется днище бассейна и возводится каменная стена судо­вого канала».

Бытовые условия гидростроителей тоже не оставили писателя равнодушным. Глазам его предстал чистый городок с опрятными улицами и домами, главной достопримечательностью которого был рабочий клуб с театром, читальней, гимнастическим, лекционным и музыкальным залами. А рядом – рынок, книжная лавка, школа, баня, столовые и типография местной газеты. Зайдя в обеденный перерыв в столовую, Алексей Толстой обнаружил, что каждый рабочий съедает «…студню фунта полтора; жирных, особо жирных щей сколько влезет; мяса под соусом тарелку – верхом и на закуску с чаем печенье Жорж Бормана до отказу».

Первые агрегаты заработали в 1926 году, станция снабжала энергией Ленинград и первый в нашей стране Волховский алюминиевый завод.