Вынули из Леты

Специалисты Загорской ГАЭС помогли восстановить одно из важных направлений отечественного машиностроения. Обратимые гидроагрегаты уникальной Загорской ГАЭС работают на подшипниках с гидравлической опорой. В 2007 году в процессе планирования программы реконструкции и ремонта станционных машин стало ясно: таких подшипников в России больше не изготавливают, а технология их производства канула в Лету...

В советское время изготовлением таких подпятников занимался завод «Уралэлектро­тяжмаш», и именно он производил это и многое другое оборудование для всех шести гидроагрегатов Загорской ГАЭС. К сожалению, в 1990-е годы завод разделил судьбу многих промышленных предприятий: ценные специалисты уволились, чертежи пропали, а вскоре и сам завод реорганизовали...

В 2007 году на гидроагрегате №2 в качестве эксперимента установили подшипник с жесткой опорой. То, что эксперимент оказался неудачным, выяснилось довольно быстро: 
такие подшипники исправно служат на многих российских гидроэлектростанциях, но для обратимых машин, увы, не подходят. Пришлось искать выход из создавшегося положения. Спе­циалисты Загорской ГАЭС и инженеры завода «Электротяжмаш-Привод» (г. Лысьва) объединили усилия и начали восстанавливать чертежи и технологии практически с нуля. От начала этой работы до изготовления первого реконструированного реверсивного подпятника на гидравлической опоре прошло пять лет, и в 2013 году новый механизм установили на вторую станционную машину.

– Путь был непростым, но результат того стоил, – уверен директор Загорской ГАЭС Владимир Магрук. – Возрожденный подпятник прошел все тесты на отлично и прекрасно работает. А поскольку аналогичные механизмы будут востребованы и на других ГАЭС, имеющих схожие параметры с нашей станцией, значимость проделанной работы возрастает многократно.
На сегодняшний день новыми подпятниками с гидравлической опорой оснастили уже три станционные машины, еще один, на гидроагрегате №3, заменят в ремонтную кампанию 2015 года.

– Качество нового оборудования определит время, – говорит начальник службы эксплуатации филиала Сергей Хуторянский. – Однако уже сейчас мы видим положительный результат: температурный режим работы опорного подшипника стал гораздо мягче как в генераторном, так и в насосном режимах.