Зима тревоги нашей

За долгие годы мероприятия по подготовке к ОЗП гидроэнергетики отработали до мелочей, но предусмотреть все, конечно, невозможно. Иногда природа, техника и обстоятельства устраивают гидроэнергетикам такие проверки на прочность, что память о них остается на долгие годы. «Вестник» попросил коллег поделиться воспоминаниями о самых суровых зимах, выпавших на их долю.

Talagaew-cr.jpg

Сергей Талагаев, главный инженер Волжской ГЭС:

– В конце января 2006 года в Волгоградской области установились сильные морозы. Столбик термометра опустился за –30 °С. Резко выросло потребление электро­энергии, значительно превысив зафиксированные в последние годы величины. Для того чтобы обеспечить системную надежность работы Единой энергетической системы России, Волжская ГЭС по указанию Федерального агентства водных ресурсов увеличила расходы воды. Выработка электроэнергии возросла примерно на 20%, или 6 млн кВт•ч. 

Конечно, при таких обстоятельствах допустить возникновение внештатных ситуаций было нельзя. Специалисты оперативной и производственно-технической служб буквально дневали и ночевали на станции, непрерывно контролировали состояние оборудования и ГТС. Благодаря их самоотверженной работе и высокому профессионализму испытания морозами Волжская ГЭС пережила достойно.

Dmitriew-cr.jpg

Всеволод Демченко, генеральный директор ОАО «Богучанская ГЭС»:

– Для меня лично самой сложной стала зима 2012–2013 годов. Полным ходом шли пусконаладочные работы, нарабатывался первый опыт эксплуатации гидроагрегатов. Мы сутками не покидали станцию. В этот период были запущены три агрегата, часть сбросных расходов приходилось пропускать вхолостую через водосброс №1. Конструкция станционного глубинного водосброса такова, что забор воды производится из нижних слоев водохранилища, а выход струи в нижний бьеф осуществляется выше уреза воды, ­поэтому появилась возможность поэксплуатировать конструкцию в северных условиях. На тот момент напор воды был небольшой, а следовательно, и отброс струи в нижний бьеф непроектный. Из-за этого нам пришлось разработать специальные зимние мероприятия для защиты от обледенения здания гидроприводов затворов водосброса №1, водораздельных устоев, крыши здания ГЭС. 

Для защиты фасада здания гидроприводов применили ткань ПВХ, хорошо зарекомендовавшую себя при подобных обстоятельствах на Саяно-Шушенской ГЭС. Водораздельные устои защитили кровельные конструкции, под купол которых подавался теплый воздух. Самой ответственной операцией было маневрирование затворами при изменении суммарного расхода воды в нижний бьеф. Нетрудно представить, как обмерзали металлические поверхности затворных полотен и сами затворные пазы в суровые сибирские морозы. Для того чтобы изменить положение затвора, его приходилось по 12 часов отогревать мощными парогенераторами. ­Аэрированный поток воды выпадал на соседние конструкции в виде снежной крошки, ею буквально засыпало все вокруг. Так что пришлось организовывать и вывоз снега с водораздельного устоя. Тем не менее мы продумали все до мельчайших деталей, и слаженная работа персонала спасла станцию от аварийной ситуации. Этот опыт еще больше сплотил молодой коллектив и стал проверкой на прочность и железу, и людям.

Kowalew.jpg

Евгений Ковалев, начальник группы Барсучковских станций Каскада Кубанских ГЭС:

– Одним из самых трудных в истории каскада стал февраль 2014 года. Из-за сильнейшей пурги со снежными заносами пришлось закрыть федеральную трассу. А между тем персонал на станции нужно доставлять. Руководство местного ГИБДД выдало нам соответствующее разрешение, но осуществить транспортировку людей было ох как непросто. Дорогу на ГЭС‑3 и ГЭС-4 не смогли осилить даже тракторы – непреодолимой преградой стали снежные переметы. В итоге именно до них машины доставляли персонал, а дальше люди шли пешком полтора километра. На каждой из станций был двухнедельный запас воды и продуктов, круглосуточно дежурили по два оперативника, два релейщика, инженер службы эксплуатации, слесарь и электрослесарь. Только на третьи сутки сюда добралась спецтехника, чтобы расчистить переметы. Но даже после этого служебные автобусы не могли одолеть путь к станциям, людей мы развозили на «Нивах». 

Все это сложное время оборудование работало надежно. Единственной технологической проблемой, с которой мы столкнулись в тот момент, стал срыв утеплительного щита на аварийном водосбросе ГЭС-4 – его буквально сдуло шквалистым ветром. В итоге через образовавшееся небольшое отверстие внутрь аварийного водо­сброса намело около полуметра снега. Температура внутри помещения, несмотря на обогрев, упала до –10 ºС, вышел из строя один из стационарных механизмов управления затворами. Как только ремонтный персонал смог добраться до станции, первым делом утеплили щит, вычистили весь снег, включили тепловые пушки, нагрели помещение и устранили повреждение. Опыт этой зимы мы взяли на вооружение. Теперь при подготовке к ОЗП все станции обеспечиваются недельными запасами воды и продуктов длительного хранения.

Chernogubow-cr.jpg

Владимир Черногубов, заместитель начальника оперативной службы Чебоксарской ГЭС:

– Самые большие испытания морозом нашей ГЭС выпали зимой 1978–1979 годов. Это был первый год работы распредустройства 500/220 кВ. Оно было введено в строй за два года до пуска первого гидроагрегата станции. ОРУ 500 кВ – крупный энергетический узел, который соединяет Центр с Уралом, участвует в ­перетоках электро­энергии по двум межсистемным линиям. Столбик термометра той зимой опускался до –47 °С. В Чувашии вымерзли сады, были перебои в работе общественного транспорта. А новочебоксарские гидроэнергетики и новое оборудование распредустройства проверку аномальными морозами выдержали с ­честью! ­Согласно инструкциям был организован обогрев оборудования, отключено охлаждение трансформаторов, запрещены все оперативные переключения.

Не меньше проблем доставил и ледяной дождь, обрушившийся на Чувашию в ноябре прошлого года. За 35-летнюю историю Чебоксарской ГЭС такая чрезвычайная ситуация произошла впервые. В результате природной аномалии оборвались ­линии электропередачи, без света остались тысячи жителей республики. Оборудование станции тоже пострадало. Из-за метеоусловий тросовая система подвесных разъединителей обледенела: на каждом тросе скопился лед толщиной более сантиметра! Из-за этого оперативный персонал не мог оперировать разъединителями при переключениях. Тросы очищали от наледи, но это удалось не везде: обледенели порталы, по которым можно добраться до оборудования. В течение недели, пока весь лед не растаял, переключения были запрещены.