Благовещенск в конце девятнадцатого века быстро рос за счет переселенцев из европейской части России и к 1900 году превышал 40 тысяч человек. Полторы сотни пароходов были приписаны к местному речному порту, в городе работали заводы, жили купцы и поднявшиеся на золотых приисках промышленники. Стояли здесь и военные: за Амуром в те годы было очень неспокойно. В 1900 году во время «восстания боксеров» китайские мятежники обстреливали город две недели, в 1905 над ним нависла угроза из-за Русско-японской войны. Но город рос и хотел быть современным. Поэтому когда в 1906 году перед его наиболее обеспеченными жителями поставили вопрос – хотят ли они перейти с керосинок на электрическое освещение, большинство ответило «да».
Однако удовольствие оказалось дорогим, и Благовещенская городская управа средств на него сначала не нашла. Объявили подписку, и по ее итогам было создано акционерное общество, в котором городу принадлежали 20% паев, а еще почти 20% так никто и не купил. Тем не менее решение о начале строительства было принято, город бесплатно выделил землю под электростанцию, дал на работы ровно год и гарантировал, что никому больше не даст аналогичного разрешения. Взамен электростанция должна была продавать городу энергию в два раза дешевле, чем частным лицам (верхняя граница цены оговаривалась в договоре). Кроме этого, город получал право выкупить электростанцию через двенадцать лет.
Чтобы ускорить и удешевить строительство, здание решили построить по типовому проекту, очень похожему на московскую электростанцию 1888 года (сейчас это «Новый манеж» в Георгиевском переулке), только без декоративных излишеств. Это решение было принято с участием известного благовещенского архитектора, военного инженера Эдуарда Шефера, спроектировавшего многие общественные здания города. Он был адептом изящества, но в данном случае возобладала функциональность.
Первые полгода работа кипела, но затем деньги у энергостроителей кончились, и они обратились к городу за помощью. Город выделил требуемые средства, соответственно увеличив свою долю в капитале общества. В итоге график работы был нарушен лишь на месяц. Уже после пуска, в марте 1908 года встал вопрос о достройке станции – и его поставили перед городом. На этот раз он был решен радикально: осенью 1908 года город принял решение о готовности за пять лет выкупить все акции общества и в итоге приобрел электростанцию в муниципальную собственность.
Первоначально на станции работали две паровые машины с генератором, развивавшим мощность 250 кВт. Станция обслуживала городские учреждения, учебные заведения, кинематограф и частные дома, а с декабря 1908 она давала электроэнергию на освещение улиц. В 1914 году на станции работали уже 70 человек, ее мощность выросла в два раза. К началу Великой Отечественной войны городская электростанция продолжала оставаться основным источником электроэнергии для города; ее мощность была уже в семь раз выше первоначальной.
В 50-ые годы XX века на электростанции установили две передвижные электрические станции мощностью 1000 и 3000 кВт (энергопоезда) и установленная мощность городской электростанции достигла 5600 кВт. На тот момент это была самая мощная электростанция, которая обеспечивала электричеством центральную часть города Благовещенска. Электростанция работала на райчихинском угле, труд был ручной, без какой-либо автоматизации.
Здание станции собирались снести в 60-е годы, когда в городе началось строительство Благовещенской ТЭЦ. Однако энергетикам удалось сохранить памятник старины, превратив электростанцию в котельную, от которой тепло поступало в здание обкома КПСС. Этот «охранный статус» продлил жизнь зданию до наших дней.
В настоящее время в здании первой городской электростанции расположены не имеющие отношения к энергетике организации, но к нему по-прежнему примыкает подстанция 35/10 кВ «Амур», обеспечивающая электроснабжение центральной части города (в том числе и здание бывшего обкома). Подстанция была построена в 60-х годах и находится в настоящее время на обслуживании в АО «ДРСК».
Сейчас за энерго- и теплоснабжение города отвечает входящая в состав «Дальневосточной генерирующей компании» Благовещенская ТЭЦ. 20 декабря 2016 года официально завершено строительство ее второй очереди, которая была возведена по Указу Президента РФ от 22 ноября 2012 года «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро». С началом работы второй очереди ТЭЦ Благовещенск получил возможность дальнейшего роста.