Через призму экономики

Изменение конфигурации энерго­системы, строительство ЛЭП в ­условиях вечной мерзлоты и отсутствия транспортных путей, обеспечение растущих потребностей новых производств – это лишь немногие задачи, которые стоят перед АО «Чукотэнерго». О том, как их собираются решать, о новых и реализованных проектах «Вестнику РусГидро» рассказал генеральный директор компании Андрей Телегин.

Надавили на газ

– Одно из самых значимых событий в жизни «Чукот­энерго», да и всего региона за последнее время – начало перевода на газ крупнейшего генерирующего объекта компании, Анадырской ТЭЦ. Какой экономический эффект планируется получить? 

– Формирование основных параметров проекта по газификации Анадырской ТЭЦ началось в момент моего назначения. И вот нам уже удалось вдохнуть в него жизнь – на газовое топливо переведен один из котлоагрегатов станции, которая до сих пор работала только на угле. Это огромное событие для региона, положительный эффект от которого получит и наша компания, и округ. Ситуация, как сейчас модно говорить, win-win – побеждают все. Для региона снижается себестоимость газа из-за кратного увеличения добычи; мы получаем скидку, позволяющую добиться окупаемости проекта в разумный срок – 8 лет, а может быть, и быстрее. Плюс к этому: снижение расхода удельного топлива, уменьшение ремонтных и логистических затрат, улучшение экологической ситуации.

– Дальнейшая газификация станции планируется?

– Глава РусГидро Николай Шульгинов и губернатор Чукотского округа Роман Копин, принимавшие участие в торжественной церемонии пуска первого газового котлоагрегата, предварительно договорились о том, что вопрос о продолжении проекта будет рассмотрен, если будет доказана его экономическая эффективность. И как раз сейчас «Чукотэнерго» занимается подготовкой этого обоснования. Вдобавок к имеющимся положительным эффектам перевод на газ второго котла позволит повысить маневренность и надежность ТЭЦ, так как мы уйдем от ситуации, когда два агрегата работают на разном топливе.

– Руководство РусГидро называет проект удачным примером эффективного взаимодействия энергетиков и администрации. В чем это проявилось?

– Стороны всегда слышали друг друга, шли навстречу, создавали условия, необходимые для реализации задуманного. В частности, правительство округа зафиксировало для «Чукот­энерго» на 10 лет стоимость газа. Это больше, чем срок окупаемости проекта. Также власти региона приняли решение о субсидировании процентной ставки для целевого инвестиционного кредита, выданного нашей компании. РусГидро в свою очередь мобилизовало все ресурсы и обеспечило реализацию проекта в кратчайшие сроки. С учетом нашей логистики, удаленности, сложности размещения заказов на территории центральной части России мы успели сделать все фактически за 10 месяцев.

Тарифный эффект

– Ровно год прошел с того момента, как вы возглавили «Чукотэнерго». Какие цели и задачи вы ставили перед собой на старте? Что удалось сделать, что не удалось?

– Первоочередными для нашей ­команды были интеграция энерго­системы в холдинг и проведение мероприятий по рефинансированию кредиторской задолженности. Отдельно можно выделить решение давно назревшего вопроса о снижении чукотских энерго­тарифов до среднероссийских. Это сложный, многоплановый процесс, потребовавший серьезных усилий со стороны властей и РусГидро. Нам эту задачу удалось выполнить.

– Насколько снизились тарифы?

– Для юридических лиц в три раза, с 12 до 4 рублей за кВт·ч. Это ­крайне значимый эффект для чукотских потреби­телей, для производства. Конечно, такого результата не было бы без решения Правительства РФ о снижении энерготарифов в изолированных энергосистемах Дальнего Востока, без поддержки руководства Чукотского края. Так же как и без серьезных, системных изменений в нашей работе.

Дефициту нет

– Уже в этом году Росатом приступит к выводу из эксплуатации Билибинской АЭС – одного из крупнейших источников энергии на Чукотке. Какие вызовы в связи с этим стоят перед регионом и компанией? 

– Вызовы стоят самые серьезные. Фактически меняется конфигурация энергосистемы региона, выбывает базовый источник генерации, который находится в центральной части автономного округа. Сейчас мы активно участвуем в проектировании и формировании новой системы, и в этом процессе важна каждая деталь. Необходимо корректно оценить энергопотребности с учетом перспективного развития, реализовать масштабный проект по строительству ЛЭП Певек – ­Билибино, решить вопросы с технологическим присоединением плавучей атомной станции, которая придет на смену существующей АЭС. В связи с изменением энергобаланса, которое происходит уже сейчас, мы должны корректировать запасы топлива на наших станциях, расставлять новые акценты по обслуживанию системных линий. Новая конфигурация энергосистемы должна будет в том числе обеспечить надежное энергоснабжение гигантского месторождения меди Песчанка и крупного золотоносного района Кекура. Там планируется развитие производства. Это крупнейшие инвестиционные проекты на Чукотке за десятки лет.

– Можно ли утверждать, что энергетический голод никому не грозит?

– Напряженные моменты есть, но, я уверен, дефицита энергии ни сейчас, ни в перспективе не возникнет. В Билибино будет построен энергоцентр – регулирующий и компенсирующий дизельный энергоисточник. Региональное правительство строит линию Билибино – Кекура – Песчанка, которую будет эксплуатировать «Чукотэнерго». Следующий этап – строительство так называе­мого энергомоста длиной 800 км со стороны Магадана до Песчанки. Решение по этому вопросу уже принято на федеральном уровне. 

В полной изоляции

– Что такое чукотская энергетика? Чем она отличается, к примеру, от сахалинской, в которой вы работали раньше? Там ведь тоже специфическая энергосистема, тоже изолированная?

– Чукотка значительно больше по территории, при этом состоит из нескольких независимых друг от друга энергорайонов. То есть внутри изолированной чукотской энергосистемы есть еще изолированные в энергетическом и транспортном плане Чаун-Билибинский, Эгвекинотский и Анадырский районы. Здесь очень сложная логистика: вообще нет железных дорог, ­где-то передвигаться можно только по зимникам, очень короткий период навигации. Наша Чаунская ТЭЦ находится в самом северном городе России – Певеке, где вообще не бывает межотопительного периода. И мы должны за навигацию успеть все доставить, обеспечить ремонтные и регламентные работы и т. д.

– Не целесообразнее ли развивать в регионе альтернативную энергетику?

– Целесообразно, но всех потребностей, особенно с учетом растущей экономики, она в обозримом будущем удовлетворить не сможет. Тем не менее перспективы есть. Сейчас, в частности, ведется работа по формированию базовых параметров развития ветрогенерации. Уже проектируется установка на мысе Лаврентия на 900 кВт. Если она оправдает ожидания, будем тиражировать подобные решения. Прежде всего необходимо просчитывать экономическую целесо­образность. 

Из-за острова на стрежень 

– Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы оказались в энергетике?

– Я родился и вырос на Сахалине, в семье энергетиков. И у отца, и у матери профильное энергетическое образование. Отец начинал свою работу на Южно­-Сахалинской ТЭЦ-1, затем возглавлял электротехническую службу ­«Сахалинэнерго». Я регулярно бывал у него, постоянно вращался в кругу людей этой профессии и проникся к ней уважением.

– Получается, судьба была ­предопределена и шансов уйти в сторону не было?

– Шансы были. Я окончил экономический факультет, но в итоге пришел в электроэнергетику, и вот уже 15 лет работаю в этой отрасли. Начинал в компании ­«Сахалинэнерго», которую вспоминаю с большим теплом и благодарностью. Потом меня пригласили на работу в Москву, в РАО «Энергетические системы Востока». Там я возглавлял инвестиционную дея­тельность. Полагаю, в том числе и по этой причине меня пригласили в «Чукотэнерго» с его большими инвестиционными планами. Я получаю огромное удовольствие от того, что делаю. Это прикладная работа, в которой многое зависит от тебя. Напряженная, но благодарная и интересная. Хочу, чтобы чукотская энергосистема работала в парадигме развития, созидания, здесь есть для этого все условия. Коллектив у нас прекрасный – с ним все задачи по плечу. 

Родился: 30 сентября 1979 года.

Учился: Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики по специальности «финансы и кредит» (1999 год).

Работал: начинал карьеру в Сахалинском региональном филиале ОАО «Центральный Московский депозитарий» в 2000 году. Опыт работы с инвестициями приобрел в Южно-Сахалинском представительстве ЗАО «ДельтаЛиз–Дальний Восток», затем в КПК «Сахалинское общество кредитования малого бизнеса». С 2004 года работал в ОАО «Сахалин­энерго», в 2014 году возглавил совет директоров ПАО «Сахалинэнерго». На должность генерального директора «Чукотэнерго» переведен с поста директора по инвестициям ПАО «РАО ЭС Востока».