Энергетики, продавцы и психологи

Год назад полномочия единого исполнительного органа ПАО «ДЭК» перешли к АО «ЭСК ­РусГидро». Какой результат это дало, как может измениться ­работа дальневосточных сбытовиков в ближайшем будущем, в чем секрет успеха в ­профессии, которой офи­ци­аль­­но нет, – обо всем этом рассказывает исполнительный директор ДЭК ­Виктор Милуш.

Без дефицита внимания

– В чем была логика передачи ­функций исполнительного органа Дальневосточной энергетической компании к Энергосбытовой компании РусГидро?

– Данное решение было принято с целью консолидации сбытовых активов Группы РусГидро на базе ЭСК и внедрения новой управленческой модели, единой методологии работы. Находясь в составе РАО ЭС Востока, ДЭК была не основной производственной единицей. Там основное внимание уделялось генерации и сетям, а мы находились как бы на периферии. А здесь мы вошли под управление специализированной компании, удается быстрее решать вопросы, которые требуют участия центрального офиса.

– Эффективность бизнес-процессов повысилась?

– Только на операционной деятельности в прошлом году мы сэкономили около 200 миллионов рублей. Пересмотрели расходы на ремонт, унифицировали оргструктуру в филиалах, убрали лишние ступени управления, объединили некоторые подразделения, отдельные функции которых дублировались. Кроме того, совместная работа с ЭСК РусГидро позволила нам за 6 месяцев этого года снизить дебиторскую задолженность почти на полтора миллиарда рублей.

– Каковы стратегические планы компании?

– Мы делаем ставку на расширение регионов присутствия. Например, сейчас активно готовимся к старту работы в городе Холмске на Сахалине, где будем принимать платежи за электричество, тепло, воду, вывоз мусора и другие коммунальные услуги. Это будет наш пилотный проект на острове, в сентябре открываем там свой офис. Если докажем сами себе и руководству региона, что справляемся, то сможем побороться за предоставление услуг на всей территории области. 

В конечном счете мы ставим перед собой амбициозную задачу стать единой сбытовой компанией РусГидро в Дальневосточном федеральном округе, которая, помимо наших традиционных регионов присутствия, будет работать на Камчат­­ке, Чукотке, в Магаданской области и Якутии.

Сбыт к сбыту

– В этом году ДЭК начала переход на единую квитанцию, объединив сбыт электро- и тепловой энергии. Как стартовал процесс?

– Это абсолютно новый для нас вид бизнеса, причем бизнеса масштабного: объем продаж теплоэнергии, который приходился на Дальневосточную генерирующую компанию, – порядка 25 млрд рублей в год. Теперь ДГК, заключив с нами агентский договор, сосредоточилась на генерации, а мы занимаемся тем, что мы умеем делать лучше всего – продавать энергию. Функции сбыта тепла уже переданы нам в Еврейской АО и Хабаровском крае. С 1 июля мы начали эту работу в Амурской области, идут проверочные расчеты по Приморью, готовимся «зайти» в Южную Якутию. Все это делается для повышения эффективности и экономии за счет упрощения цепочки расчетов.

– В чем специфика продажи тепловой энергии?

– В «электричестве» мы, в основном, работаем с приборами учета, которые есть практически у каждого потребителя. В «тепле» ситуация принципиально иная, большая часть на данный момент рассчитывается по нормативам. Но в перспективе мы и здесь придем к работе «по приборам». Перед нами стоит огромная задача по оснащению ими потребителей. 

– Есть ли уже первые результаты проекта?

– В ЕАО и Хабаровском крае повысился уровень сборов и отработки «дебиторки», возникшей по расчетам за тепловую энергию. Удалось снизить издержки.

На первом этапе вызовом для нас стал наплыв посетителей в центры обслуживания, особенно в Хабаровском крае. Но мы оперативно открыли дополнительный пункт приема платежей. Кроме того, есть возможность оплатить квитанции на почте, в Сбербанке, через мобильные офисы в торговых центрах, лайт-­офисы, терминалы. Все большей популярностью, особенно среди молодежи, пользуются и онлайн-сервисы – личный кабинет в Интернете и мобильное приложение.

– Чему вы учитесь у других сбытовых компаний РусГидро, а чему они могли бы по­учиться у вас?

– Мы с интересом смотрим на красноярских коллег, которые успешно работают в жилищном секторе, занимаясь всем, от водоснабжения до эксплуатации зданий – это хороший дополнительный источник дохода. Вполне вероятно, что мы возьмем на вооружение их опыт, как это уже было с центром обслуживания потребителей, который Красноярскэнерго­сбыт сделал в Кодинске. Мы реализовали подобный проект в Райчихинске Амурской области, но уже на новом уровне, с применением последних технологий. 

В офисе в Комсомольске-на-Амуре у нас появился робот, который может отвечать на вопросы клиентов и помогать с оплатой.

Юридическим лицам мы предлагаем энергосервисные контракты, энергоаудит, подсказываем как экономно расходовать электроэнергию. Казалось бы, парадокс: ведь компания заинтересована в том, чтобы клиен­ты потребляли и платили больше. Но мы понимаем, что от рационального подхода выиграют все. 

Энергия – такой же товар, как и все остальные. И чтобы его продавать, надо клиента заинтересовать и сделать покупку максимально удобной. Думаю, как раз этому подходу у нас и можно поучиться.

Контактное лицо

– Активное развитие онлайн-сервисов, по вашему мнению, не оставит сотрудников без работы?

– Интернетизация, действительно, ­набирает обороты, потребность в каких-то специалистах уменьшается, но внутри компании всегда найдется другая работа. Мы постоянно расширяем бизнес, начали заниматься теплом, а где-то, как в том же Райчихинске, договариваемся с ресурсо­снабжающими организациями, включаем в единый платежный документ вывоз мусора, поставку горячей воды, плату за капитальный ремонт – всего семь видов услуг, и принимаем за них деньги.

– И наоборот, нехватка кадров вашей компании не грозит?

– Дефицита кадров мы не испытываем, работа у нас почетна, к нам в компанию идут с удовольствием. Другое дело, что сбытовиков в чистом виде нигде не готовят, и это, конечно, упущение. Выпускников вузов со специальной подготовкой мы бы брали с удовольствием. Когда-то наша компания имела договорные отношения с учебными заведениями, сейчас все это ушло в прошлое. Надеюсь, уже в рамках РусГидро мы возобновим такую работу.

– Что главное для «сбытовика»? Какими качествами он должен обладать?

– Главное – уметь контактировать с людьми, выслушивать, отвечать на многочисленные вопросы. Мы должны сделать так, чтобы потребитель заплатил за использованный ресурс и сделал это с радостью. В этом плане мы скорее не энергетики, а продавцы и психологи. Но вся наша работа посвящена тому, чтобы коллеги по энергетическому цеху своевременно получали деньги на развитие, ремонты, закупку топлива и так далее.

– На что должен ориентироваться молодой специалист, чтобы попытаться повторить ваши карьерные успехи?

– Надо понимать продукт, который ты ­продаешь, знать, как производится электро- и тепловая энергия, сколько труда в это вкладывается, какие объемы затрат. Это уже полдела. А дальше всего ничего: надо быть активным человеком, постоянно учиться, видеть, как функционирует компания, выстраивать отношения с коллегами, быть доброжелательным, уметь считать, знать, что такое баланс, потери, затраты, приборы учета, изучать законодательство. Вот это понимание производства, составляющих стоимости энергии, возможностей по сбору денег – то, что помогает нашим сотрудникам успешно работать.

Справка

Родился: 29 марта 1959 года.

Учился: Красноярский политехнический институт, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Работал: прошел трудовой путь от машиниста-​обходчика по котельному оборудованию до первого заместителя главного инженера Красноярской ГРЭС‑2. В 2001 году назначен на должность директора Приморской ГРЭС, в 2004 году стал заместителем генерального директора ОАО «ДВЭУК» – исполнительным директором ЗАО «ЛуТЭК». С 2009 года – генеральный директор ОАО «ДЭК». В 2017 году назначен на должность исполнительного директора ПАО­ «ДЭК».
Кандидат технических наук. Депутат Законодательного Собрания Приморского края.