Государственно-частное партнерство

«Вестник» продолжает вспоминать историю РусГидро. В этом номере охвачен период ­2006–2007 годов, который оказался богатым на события как в сфере корпоративного управления, так и в сфере гидростроительства.

На пути к целевой модели

2006–2007 годах продолжилось формирование ГидроОГК. В апреле 2007 года Совет директоров РАО ЕЭС России одобрил схему и последовательность консолидации активов в гидрогенерирующей компании. Первый этап провели почти сразу: уже осенью того же года компания выпустила дополнительные акции в пользу РАО ЕЭС и государства. Хотя пакет был символический, 2%, сам факт вхождения РФ в состав акционеров ГидроОГК считался важным этапом достижения целевой модели компании.

Следующим этапом стала реорганизация АО-ГЭС в форме присоединения к ГидроОГК. Юридически присоединение состоялось уже в 2008 году (и это тема для нашей следующей статьи), но вся подготовительная работа, включая собрания акционеров по вопросам реорганизации, была проведена загодя.

В исполнительном аппарате ГидроОГК тем временем искали оптимальную форму управления будущими филиалами. По словам начальника управления департамента по управлению персоналом и организационному развитию РусГидро Андрея Теплова, решали, в частности, как будут управляться присоединенные филиалы, какие процессы необходимо централизовать, а какие сохранить на местах, сколько должно быть филиалов и по какому принципу их формировать, кто их возглавит и т. д.

Параллельно с консолидацией шло становление системы корпоративного управления компании, в 2007 году была утверждена первая стратегия ГидроОГК, направленная на долгосрочный органический рост и превращение в лидирующую мировую энергетическую компанию. 

В ГидроОГК был внедрен дивизиональный подход, напоминает Андрей Теплов. Были созданы бизнес-единицы «Производство», «Продажи», ремонтно-проектный комплекс вошел в состав БЕ «Инжиниринг». Блок капитального строительства был сформирован по территориальному признаку и включал дивизионы «Центр», «Сибирь», «Юг», «Дальний Восток». Чуть позднее было принято решение, что строи­тельный блок с 2008 года будет консолидирован в УК ГидроОГК.

В это же время одно из крупнейших международных рейтинговых агентств Standard & Poor’s присвоило ГидроОГК рейтинг корпоративного управления на уровне 5 (РКУ‑5) по международной шкале, РКУ‑5,2 – по российской шкале, что было одним из наиболее высоких показателей среди российских энергетических компаний.

Свой первый международный кредитный рейтинг ГидроОГК получило еще в 2006 году. Агентство Moody’s оценило финансовое состояние компании и ее стратегическое значение в экономике Российской Федерации, присвоив рейтинг Baa3 на инвестиционном уровне.

В качестве операционной компании ГидроОГК в 2006 году также впервые получило паспорт готовности к работе в осенне-зимний период: осуществлявшие проверки комиссии отметили высокий уровень готовности всех станций компании и подготовки их персонала.

Партнерство без эмоций

В 2006 году было возобновлено строительство Богучанской ГЭС – своеобразная веха в истории взаимодействия РАО ЕЭС России и компании РУСАЛ, которое началось еще до создания ГидроОГК и степень которого колебалась от корпоративного противостояния до партнерства.

РУСАЛ, заинтересованный в обеспе­чении своего алюминиевого произ­водства дешевой энергией ГЭС, ­пре­д­­­лагал проинвестировать в достройку Богучанской ГЭС в обмен на контроль над ней. На тот момент готовность объекта составляла 55%, но проект не двигался. «Строительные работы на станции никто не вел, не было возможности. Активно работал только участок водоотлива – спасали сооружения станции от затопления, больше ничего делать нельзя было, не было средств», – вспоминает директор Богучанской ГЭС по корпоративному взаимодействию Людмила Таюрская. Это уже нельзя было назвать стройкой, соглашается Владимир Беккер, директор Богучанской ГЭС по общим вопросам: «Все встало, сотрудников оставалось около 300 человек, многие считались в административном отпуске».

РУСАЛ хотел форсировать достройку и предлагал профинансировать ее через подконтрольную Красноярскую ГЭС. Камнем преткновения стала оценка уже осуществленных и необходимых инвестиций, а также предложенная РУСАЛом схема: у «дочки» РАО – Красноярскэнерго – был блокпакет в красноярской станции, и выпуск новых акций для привлечения средств его бы размыл. В конце концов стороны сели за стол переговоров. О схеме, которая потом и воплотилась в жизнь, объявил в марте 2005 года предправления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Неожиданно для всех он предложил РУСАЛу партнерство 50 на 50, причем как при достройке самой ГЭС, так и при сооружении алюминиевого завода, который бы потреблял ее электричество.

В 2006 году РУСАЛ и ГидроОГК подписали многостраничное соглашение о совместной реализации проекта БЭМО. «Сразу последовали одно за другим соглашения с поставщиками, на стройку пришли подрядчики. Всем надо было где-то жить, питаться. Две столовые у нас работали круглосуточно, две – в три смены. Параллельно началось строительство двух вахтовых городков», – вспоминает Владимир Беккер. «Жизнь вернулась очень быстро – работали и на бетонной плотине, и на каменно-набросной, – подтверждает председатель профкома Богучанской ГЭС Николай Ювкин. – В считаные дни, как мне кажется, создали ЗАО «Организатор строительства». За первый год только у нас стало до 1,5–1,7 тыс. сотрудников, в вахтовом городке у подрядчиков – еще до 5,5 тыс.». «Реализация первого совместного проекта стала возможна благодаря слаженной работе специалистов двух компаний, в сжатые сроки определивших схему, механизмы и источники его реализации. БЭМО в составе Проекта комплексного развития Нижнего Приангарья был одним из четырех первых проектов, получивших софинансирование из Инвестиционного фонда РФ и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства», — вспоминает заместитель директора Департамента стратегии и IR ПАО «РусГидро» Оксана Маширова.

В 2007 году были введены в эксплуатацию еще два гидроагрегата Бурейской ГЭС. В марте 2006 года, в самый разгар строительных работ, станцию посетил публицист, общественный деятель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Свои мысли он изложил в очерке «Электрические люди», который вышел в его газете. Цитируем: «Станция – место, где разум встречается с космосом. Осмысленный человеческий труд сталкивается с творчеством бездушной природы. Людская воля, вторгаясь в стихию мира, преображает ее в бестелесную волну электричества – льется из одной хрустальной чаши в другую».

Богучанская ГЭС, которой и по сей день в равных долях владеют энергетики и алюминщики, была выведена на проектную мощность в 2997 МВт в 2015 году, а совсем недавно, в феврале, выработала 70-миллиардный киловатт-час. «Хорошо, что представители инвесторов постоянно работали с нами на месте. Любые решения принимали быстро. Для стройки это имело большое положительное значение, а результат все теперь видят – станция достроена и работает», – констатирует Владимир Беккер.

Фотофакты

2006 г.

1.jpg

На Ирганайской ГЭС подняли отметку НПУ до 521 метра, мощность станции возросла до 360 МВт – до этого два гидроагрегата станции работали на пониженном напоре. На торжественные мероприятия по этому случаю приехали руководство ГидроОГК и президент Дагестана. Точнее, два президента – действующий и будущий. По словам Маламагомеда Абдурахманова, который сейчас занимает руководящий пост на Каскаде Верхневолжских ГЭС, в машзале подписали акт готовности гидроагрегатов к пуску. В этот же день в Хунзахском районе на строительной площадке будущей Гоцатлинской ГЭС была заложена капсула с обращением к потомкам, ознаменовавшая начало строительство гидроэлектростанции.

2006 г.

2.jpg

Ввод третьего пускового комплекса с водозабором на реке Большой Зеленчук для региона – значимое событие, участвовали в нем самые высокие на тот момент руководители отрасли и республики. Вспоминает Ольга Федорова, начальник отдела Карачаево-Черкесского филиала: «16 декабря 2006 года было безумно морозно и ветрено. Помню, как наш директор Григор Саратикян вручил мне ручку, которой Анатолий Чубайс должен был подписывать документы, со словами: «Смотри, чтобы не замерзла». И я так и держала эту ручку в покрасневших от холода руках и дышала на нее. Когда очередь дошла до подписания, передала ручку лично Анатолию Борисовичу».

2007 г.

3.jpg

Работы на площадке Кашхатау ГЭС были начаты еще в 1994 году, но из-за нехватки финансирования строительство шло медленно. Под эгидой ГидроОГК проект активизировался. Алим Балкизов, специалист по связям с общественностью Кабардино-Балкарского филиала, рассказывает: «В 2007 году состоялась закладка первого кубометра в основание здания ГЭС. По традиции в первый бетон надо было кинуть наручные часы. Так как подобные торжественные строительные мероприятия в то время проходили в отрасли нередко, всех VIP-гостей для этой цели обеспечили китайскими копиями».

2007 г.

4.jpg

В мае 2006 года по заказу компании на стапелях завода «Севмаш» был заложен наплавной энергоблок с экспериментальным оборудованием для Кислогубской ПЭС. В декабре его уже отправили к месту установки (на расстояние 900 морских миль!). Буксировка проводилась при сложной ледовой обстановке и значительном волнении, но операция прошла успешно. Магомед Нурмагомедов, который тогда был начальником оперативно-диспетчерской службы станции, описывает: «Работали мы практически без выходных, иногда и круглосуточно, тем более что за полярным кругом не всегда можно отличить день от ночи: летом все время светит солнце, а зимой постоянно темно». Пустили блок в 2007 году.