Каскад надежды

Первые агрегаты Нарынской ГЭС-1 будут пущены в следующем году.

Предпроектные проработки Верхне-Нарынского каскада ГЭС в Киргизии были выполнены более 20 лет назад, однако «взятие» верхнего течения Нарына отложилось до следующего столетия. Начало гидроэнергетической стройке положило межправительственное соглашение, подписанное 20 сентября 2012 года президентами России и Кыргыз­стана. Возвести четыре станции всего за шесть лет – задача непростая, но выполнимая. Крупнейший международный проект РусГидро идет полным ходом, первая ГЭС каскада будет сдана в эксплуатацию в 2016 году. 

Евгений Дод, Председатель Правления РусГидро:

«Проект крайне важен не только для энергетики. Он является примером того, что в Киргизию можно и нужно инвестировать. Надеюсь, что за нами последуют и другие компании. Это благодатная земля, здесь живут добрые и порядочные люди, которым нужны работа, благо­состояние и стабильность».
Значение этой стройки для Киргизии огромно. Каскад укрепит энергетическую безопасность страны, уменьшит зависимость от цен на топливные ресурсы, увеличит экспортный потенциал, принесет дополнительные доходы в бюджеты всех уровней. Но главное, безусловно, – его значение для жителей самой высокогорной и наименее населенной Нарынской области. Для них это в прямом смысле слова каскад надежды. Надежды на лучшую жизнь, работу и, наконец, возможность остаться жить в родных местах, а не искать лучшей доли в крупных городах.

Верхне-Нарынский каскад ГЭС состоит из четырех последовательных ступеней: Акбулунская ГЭС, Нарынские ГЭС‑1, 2 и 3. В ходе работы над технико-экономическим обоснованием проекта были определены места размещения гидро­узлов, водноэнергетические характеристики каскада ГЭС, основные объемы строительно-монтажных работ. Каскад будет расположен на протяжении 45 км вверх по течению реки Нарын от одноименного областного центра республики. ­Город Нарын находится в 180 км южнее желез­нодорожной станции Рыбачье (г. Балыкчи) и в 186 км от границы с КНР. Подъезд к каскаду будет осуществляться по магистральной автодороге государственного значения Балыкчи – Нарын и далее по автодороге областного значения Балыкчи – ­Нарын – Туругарт.

Kaskad_New.jpg

Константин Пургин, главный инженер проекта Верхне-Нарынских ГЭС:

– Исходя из сжатых сроков строительства, мы выбрали лучшие апробированные методы и проверенные решения. Однако есть у каскада свое ноу-хау, на которое Ленгидропроект получил патент, – это полезная модель «Деривационный гидроузел». В составе каждого деривационного гидроузла предусмотрена головная ГЭС, которая обеспечит санитарный попуск в нижний бьеф, повысит выработку каскада, особенно в зимний период, и надежность его эксплуатации. Общая протяженность деривации всего каскада – около 30 км. Трассы деривации располагаются на левом берегу, а строительно-эксплуатационные водосбросы – на правом. Каж­дое водохранилище каскада ГЭС, за исключением Акбулунской, является нижним бьефом очередного гидроузла выше по течению Нарына. Такая схема позволила максимально использовать гидроэнергетический потенциал течения реки при минимальной зоне затопления, минимизировать воздействие каскада на окружающую среду и существенно сократить сроки возведения станций. Чтобы наиболее эффективно использовать станции в зимнее время и снизить дефицит электроэнергии, мы разработали режимы их работы зимой и летом в средне- и маловодных условиях. А кроме того, предусмотрели мероприятия, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов и биологических ресурсов.