Колосс путей: Томас Телфорд, инженер и город

Городам имена инженеров дают нечасто. У Королева в Московской области и Курчатова в Курской есть необычный предшественник в стране, где переименований вообще практически не бывает, – Великобритании. Крупнейший город графства Шропшир назван в честь инженера-гидротехника Томаса Телфорда, а почему – отдельная история.

КАК АНГЛИЯ ИЗБЕЖАЛА РЕВОЛЮЦИИ

В мировой истории 1793 год связан с Францией. Там за один год казнили короля с супругой, приняли конституцию, ввели авторское право, метрическую систему и новый календарь с «фрюктидорами», открыли Лувр и первый зоопарк, а также устроили террор. По сравнению с Францией на другом берегу Ла-Манша событий было немно­го, среди них – учреждение нового департамента правительства под названием Совет по кредитам на общественные работы.

Томас Телфорд, выросший в нищете сын пастуха из Шотландии, к этому времени был уже хорошо известным инженером. Он строил и ремонтировал церкви, крепости, мосты и дороги. В этот год его пригласили в Шропшир, где местные предприниматели собрались строить канал между районом угольных шахт и металлургических предприятий и морскими портами. Работа была выполнена за четыре года и обернулась быстрым ростом местных городов вместе с локальной экологической катастрофой (из-за угольной пыли местность к западу от Бирмингема до сих пор называется «черной страной»).

Эффект от ввода в действие канала поразил многих – бедный регион, откуда население прежде бежало, вдруг стал привлекательным, так как там появилась работа. Бедные и голодные люди, представлявшие значительную угрозу правящим классам, получили средства к существованию по месту жительства; напряжение в обществе начало спадать. Парламент, всерьез опасавшийся повторения французских событий на британской земле, вздохнул с облегчением и принялся тиражировать ценный опыт.

ЧУДО-КАНАЛ

Через некоторое время Томаса Телфорда пригласили в родную Шотландию решать проблемы преступности и оттока людей в области Хайленд. Вот тут-то пересеклись пути Телфорда и Совета по кредитам на общественные работы. Инженер предложил совету мегапроект, который мог бы занять тысячи безработных. Речь шла о канале от моря до моря (от Ирландского до Северного), по которому можно было бы провести 32-пушечный фрегат.

Канал, названный Каледонским, включал в себя озеро Лох-Несс. Но до него от залива Ирландского моря надо было поднять корабль более чем на 20 метров. Ради этого выстроили Нептунову лестницу – сооружение из восьми последовательных шлюзов, невиданное по тем временам и до сих пор впечатляющее своими масштабами. Несмотря на двукратное увеличение затрат и затянутые сроки строи­тельства, главная задача была выполнена: люди работали и больше не бунтовали, а грузы перемещались.

ЭПОХА БОЛЬШИХ СТРОЕК

Пришел 1817 год: Наполеон повержен, но по всей Британии прокатывается волна голодных бунтов из-за «хлебных законов» – земле­владельцы держали цены на продовольствие высокими ради сохранения своих доходов. Парламент издал акт об общественных работах для бедных. Томас Телфорд, ставший руково­дителем Совета по кредитам на общественные работы, получил в распоряжение десятки тысяч ободранных, голодных и очень злых людей по всей стране. Они работали за еду и под охраной. Для нашего времени это выглядит достаточно дико – наказывать людей за то, что они нищие. Но логика того века была проста: если у человека ничего нет, он будет вынужден воровать, так не проще ли посадить будущего вора, пока он не нанес ущерба?

Строительство каналов, дорог, мостов и акведуков развернулось по всей Британии, подпитывая индустриальную революцию – жестокую, страшную и грязную, но все-таки не такую кровавую, как Великая французская. В результате к появлению парового двигателя страна была уже покрыта сетью каналов с постоянным грузооборотом. Колосс путей (так прозвали Томаса Телфорда современники), список инженерных работ которого переваливает за сотню, завершил жизнь президентом первого в мире Института гражданских инженеров. Институт, как и Совет по кредитам на общественные работы, существует по сей день. 

В 1968 году новый город в графстве Шропшир получил имя Томаса Телфорда. Может быть, он и не был гуманистом, но его вклад в индустриальную революцию огромен, а без нее современный мир просто непредставим.