Не слабее мужчин

Грань между так называемыми мужскими и женскими профессиями стерлась давно. Особенно в нашей отрасли, где представительницы прекрасной половины человечества уверенно «захватили» должности электромонтеров, дежурных машинистов, строителей и множество других. А как обстоит дело в научно-проектном комплексе – среде куда более консервативной? Оказывается, точно так же. Наши сегодняшние героини уверены: нет такого понятия, как «неженская работа».

file_2302.jpg Бывшие ученики и подчиненные Валентины Заировой сейчас занимают руководящие должности во многих проектных институтах.
ПРОФЕССИЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Главный инженер проекта. Чаще всего это словосочетание ассоциируется с суровым, мужественным технарем, полжизни проводящем на стройплощадке. Но ГИП Новосибирской ГЭС Ирина Муравьева полностью опровергает эти стерео­типы. Изящная, женственная и вместе с тем твердая и решительная.

– В 1979 году я, как и мой отец, окончила ­Ленинградский политехнический институт и стала работать в Ленгидропроекте, в группе рабочего проектирования Колымской ГЭС, – рассказывает она. – Этот суровый и красивый край уже был для меня родным. Ведь мое детство прошло в Сибири и на Дальнем Востоке, там же, где трудились родители, переезжавшие с Вилюя в Магадан, из Магадана на Колыму. И другой работы, кроме труда проектировщика, я себе не представляла. Аналогично получилось и с двумя моими дочками, которые тоже продолжают династию.

На вопрос о том, трудно ли женщине работать ГИПом, она отвечает: «Нет, не трудно. Мужчин в нашей сфере больше, и женщин они ценят. В каких-то сложных случаях, например при решении вопросов с заказчиками, это помогает. Но конечно, ценят все-таки не за принадлежность к женскому полу, а за профессионализм. В работе проектировщика два главных достоинства. Во-первых, ты наглядно видишь результаты своего труда, а во-вторых, постоянно расширяешь свой кругозор и узнаешь что-то новое. Моя специаль­ность – гидротехническое строительство, но, зани­маясь реконструкцией, вникаешь в такие сферы, как турбинное оборудование или релейная защита. Всю жизнь расти в профессио­нальном плане – это здорово».

В Ленгидропроекте Ирина Александровна – признанный чемпион по настольному теннису. Свой возраст (60 лет) она не скрывает, да ей никогда и не дашь этих лет. И на пенсию пока не собирается.

– Нашему институту в этом году испол­няется 100 лет, и у нас огромные планы, – говорит Ирина Муравьева.
muravieva-new_r.jpg Ирина Муравьева: «Ценят не за принадлежность к женскому полу, а за профессионализм».

БЕЗОШИБОЧНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ИНТУИЦИЯ
Более полувека работает проектировщиком Валентина Александровна Заирова, главный специалист департамента проектирования и управления проектами ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева. Она пришла во ВНИИГ сразу после окончания политехнического института, в 1962 году. Всю трудовую жизнь посвятила самым серьезным задачам: занималась вопросами устойчивости грунтовых плотин, принимала участие в обосновании профиля конструкций Асуанской плотины, стояла у истоков разработки критериев безопасности гидротехнических сооружений.

Проработав во ВНИИГ шесть лет, Валентина Заирова по комсомольской путевке отправилась в Ташкент, в среднеазиатское отделение «Института Гидропроект». Там прошла путь от старшего инженера до заместителя главного инженера проекта. Занималась разработкой проекта Чарвакской плотины в Узбекистане, а затем проектированием основных сооружений Нижне-­Нарынского каскада ГЭС (Республика Киргизия) – от начала проектных работ до ввода в постоянную эксплуатацию. В должности главного инженера части проекта занималась проектированием Рогунской ГЭС на реке Вахш.

– За то немалое время, что работаю ­проектировщиком, были как взлеты, так и падения, – вспоминает Валентина Александровна. – Никогда не забуду, как на строительстве Токтогульской ГЭС я готовила свой первый инженерный чертеж (после всех научных знаний, полученных во ВНИИГ). Вызывает меня главный инженер Средазгидропроекта с просьбой принести этот чертеж. А с ним в кабинете сидит наш куратор из московского отделения Гидропроекта Кирилл Константинович Кузьмин, впоследствии ставший главным инженером строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Он познакомился с проработками, похвалил за решение, но отметил при этом, что нет «культуры проектирования». Помню, мне тогда было очень обидно. Ну откуда «культура проектирования», если я только начала работать с проектами?! Впоследствии «культуру проектирования» я освоила идеально. И сейчас фразу Кирилла Константиновича я повторяю уже молодым инженерам и учу их так называемой классике жанра.

Валентина Александровна воспитала не одно поколение специалистов-гидротехников. Ее бывшие ученики и подчиненные сейчас занимают руководящие должности во многих проектных институтах и с огромной благодарностью вспоминают годы совместной работы с ней. По словам коллег, Валентину Александровну всегда отличают безошибочная инженерная интуиция, безупречная самоорганизация и умение находить компромиссные решения в любой спорной ситуации.

Всю трудовую жизнь она посвятила гидроэнергетике.

– Эту специальность я не выбирала. Просто не прошла по конкурсу на физико-технический факультет, – признается Валентина Александровна. – А вот на гидротехнический баллов мне хватило. Это и определило мою дальнейшую судьбу, о чем я никогда не жалела.

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА
В «Институте Гидропроект» на сегодняшний день должности ГИПов занимают пять представительниц прекрасного пола. Но рассказали нам об Ираиде Павловне Помазуевой, которая ушла из жизни в 2015 году. Память о ней и ее трудовых достижениях коллеги бережно хранят.

Ираида Помазуева окончила Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации. Трудовую деятельность начала в среднеазиатском отделении Всесоюзного института «Гидропроект» им. С. Я. Жука, где проработала более 40 лет, пройдя путь от инженера до начальника отдела рабочего проектирования. Участвовала в проектировании Уч-Курганской, Байпазинской и Центральной ГЭС, обводного канала ­Ангренского угольного разреза и, наконец, Нурекской ГЭС, которую вела от стадии технического проекта до пуска последнего агрегата.

Выйдя на пенсию, Ираида Павловна еще некоторое время работала в «Институте Гидро­проект», занимаясь проектированием гидроузла «Пули-Хумри» для Сирийской Арабской Республики. В это же время в соавторстве разработала и защитила три патента на изобретения по теме применения ультразвуковых расходомеров для замера расходов воды на водоводах ГЭС.

Как вспоминают родные и близкие ­Ираиды ­Павловны, она была страстным любителем книг.  Ее интересовала как техническая, так и художественная литература, особенно детективы. У нее скопилась огромная библиотека, которую она всегда перевозила на новое место жительства. Всю коллекцию книг бережно хранит ее внучка.

По примеру матери сын Александр посвятил жизнь гидротехнике. С 1976 года он занимался организацией и проведением исследований состояния ГТС на Нурекской и Байпазинской ГЭС в Таджикистане, ­ГЭС «Малка-Вакана» в Эфиопии, ­гидроузле в ­Иране и многих других.
water_sk.jpg Ираида Павловна Помазуева была на стройке Нурекской ГЭС вплоть до пуска первого гидроагрегата.