План «Перехват»

35 лет назад Чебоксарская ГЭС дала первые киловатты

Старожилы станции хорошо помнят новогоднюю ночь 1980 года, словно она была вчера. «Дежурили все сотрудники: монтажники, строители и мы, эксплуатационники, – рассказывает инженер участка релейной защиты и противоаварийной автоматики Чебоксарской ГЭС Галина Пайкова. – Когда включили первую машину, мы стали поздравлять друг друга и с удачным пуском, и с Новым годом. До самого утра никто не уходил – все переживали, как будет работать первый гидроагрегат». 

Первый кубометр бетона в сооружения Чебоксарского гидроузла был уложен 19 декабря 1973 года, в канун Дня энергетика. Вместе с ним в днище будущего шлюза отправилась и капсула с посланием потомкам: «Мы, строители Чебоксарской ГЭС, желаем нашим потомкам содержать в хорошем состоянии все сооружения ГЭС, постоянно выдавать электрическую энергию для заводов, фабрик, тружеников сельского хозяйства, поддерживать и умножать природные богатства великой русской реки Волги».

4 ноября 1980 года в торжественной обстановке строители взорвали низовую перемычку, ограждающую сооружения гидроузла, и заполнили котлован водой. 8 ноября в сложных условиях ледостава началось перекрытие Волги. Круглосуточно около сотни машин с правого и левого берегов сбрасывали в воду связки 15-тонных глыб – бетонных кубов и тетраэдров, тысячи тонн песка и гравия. Штурм Волги продолжался 6 суток и 17 часов. Все это время уникальное зрелище освещали корреспонденты центральных и местных газет, радио и телевидения. 

В память об этом событии в Новочебоксарске установлены два монумента: тетраэдр с накрывающей его волной – на станционной территории, на бульваре Гидростроителей – еще два бетонных тетраэдра с названиями гидростанций Советского Союза, специалисты которых приехали на Чебоксарскую ГЭС: Волжской, Саратовской, Горьковской, Красноярской, Братской, Цимлянской и других.

Через полтора месяца, в декабре 1980-го, должен был состояться пуск первого агрегата установленной мощностью 78 МВт – гидростроители готовили подарок к XXVI съезду ЦК КПСС. Тот факт, что к концу 1979-го строительная готовность гидроузла составляла 84,4%, а инженерной защиты – 76,5%, естественно, никак не повлиял на решение партии и правительства. Ценой невероятных усилий гидростроители за оставшееся время полностью подготовили станцию к пуску – тут-то и выяснилось, что пустить Чебоксарскую ГЭС в намеченный срок никак не получится: из-за огромного объема заказов Ленинградский металлический завод не успел изготовить турбину.

Страшно представить, скольких людей в те годы подобное происшествие могло лишить и высоких постов, и партбилетов, если бы не заместитель министра энергетики СССР Николай Иванцов. 

– Иванцов распорядился «отдать» Чебоксарской ГЭС турбину Нижнекамской станции, – рассказывает Владимир Лагутин, который был директором станции с 1998 по 2005 год, а в 1980‑м участвовал в пуске первого гидроагрегата. – ­Ценный груз, путешествовавший из Ленинграда в Нижнекамск, перехватили в Канаше. 

Времени на монтаж и наладку агрегата оставалось в обрез. Тем не менее в срок уложились. За 10 минут до наступления Нового года машину включили в сеть, а 3 января 1981 года, после предписанного трехсуточного испытания под нагрузкой, первый гидроагрегат был принят в эксплуатацию без ограничений и выдал в единую энергосистему страны первые киловатт-часы электроэнергии.