меню поиск email
№9, сентябрь 2018 - Учебное время

Профессиональный подход к наставничеству

Примерить профессию, определиться с учебным заведением, приобщиться к труду, научиться общаться воспитанникам хабаровского детского дома №4 помогают работники Хабаровской ТЭЦ-1. Как у них это получается и как работает профориентационное наставничество, участники программы социально-профессиональной адаптации воспитанников детдомов «Молодая энергия» из Хабаровска рассказали на слете волонтеров РусГидро.

Каждый год из детских домов и домов-­интернатов по всей стране выпускаются сотни подопечных. Как правило, у них на руках аттестат о неполном среднем образовании и весьма туманные жизненные перспективы.

«Дети в детдомах обеспечены всем – у них есть одежда, еда, настольные игры, компьютеры. Однако им не хватает знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь. Они растут неприспособленными – по закону мы не можем им разрешить даже снег на крыше почистить. Вот и получается, что после выпуска ребятам трудно включиться в жизнь», – обрисовывает ситуацию Юлия Цун, старший воспитатель детского дома №4. Многие пытаются помочь детям, оказавшимся на попечении государства. Но как это делать правильно – знают единицы. «Волонтерские организации бывали у нас не раз, но как правило, визиты их были разовыми, и в конечном счете ребенок оставался один на один со своими проблемами», – рассказывает Юлия Цун. К ребятам требуется другой подход, основанный на долгосрочном общении. Так в детдоме три года назад родилась идея проекта «Стань старшим другом», который реализуется при участии работников Хабаровской ТЭЦ-1.

По замыслу авторов проекта, наставник – не спонсор и не приемный родитель. Это друг, который поддерживает, участвует в жизни подростка, делится опытом, помогает заинтересоваться чем-либо, становиться самостоятельным. Он может помогать, например, в вопросах быта, безопасности, отношений, финансовой грамотности и др. Стать наставником может человек старше 25 лет, в этом ­возрасте люди уже имеют образование и жизненный опыт. Еще важны общие интересы, поэтому сильная разница в возрасте может помешать.

DSCF2631.jpg
На пятом по счету слете волонтеров РусГидро участники выбрали топ-5 лучших практик, которые были рекомендованы к тиражированию в регионах присутствия Группы. Эта работа в ближайшее время потребует подготовки методик и регламентов, создания информационного ресурса, а главное, формирования сообщества волонтеров РусГидро. Сегодня в компании насчитывается 150 волонтеров. 

Хабаровский проект работает по трем направлениям: социальное наставничество, наставничество для выпускников и профориентационное наставничество. Последнее активно развивается при поддержке РусГидро. 

Антон Сидельников, заместитель начальника топливного цеха Хабаровской ТЭЦ-1, раньше проводил экскурсии для школьников, а год назад стал волонтером в рамках программы «Молодая энергия». «Однажды заметил, что в экскурсионной группе лишь несколько человек «загораются» при виде технических устройств, и мне захотелось этим ребятам рассказать больше», – объясняет он свой интерес к новому делу. Руководство Хабаровского дет­дома №4 поддержало желание Антона и пригласило его в школу наставничества. Обучение включало теорию – лекции педагогов и психологов, и практику – общение с детьми. Через месяц уже была сформирована пара «наставник – подопечный». «Мне определили пятнадцатилетнюю Яну. Очень удивился – рассчитывал на мальчика, – улыбается он, – но мы сразу с ней нашли общий язык». Антон подписал соглашение о сотрудничестве с администрацией детского дома, которое предусматривало помощь и консультацию в течение всего времени. Сначала Яна приезжала раз в месяц на Хабаровскую ТЭЦ-1 – осмотреться, привыкнуть к коллективу. Позже, уже на летней практике, Антон подключил ее к работе. Яна была официально трудо­устроена и выполняла функции инженера: оцифровывала чертежи, формировала базы данных и участвовала в корректировке плана ремонтных работ. Первый опыт наставничества Антон считает удачным: «Задача наставника – поделиться с подростком своими знаниями и умениями. А миссия – направить его: показать возможности роста, личностного и профессионального, научить самостоятельности. Мне это удалось». Яна решила продолжить учебу после школы.

Участники программы «Молодая энергия» считают профориентационное наставничество ­перспективным: воспитанники получают шанс приобрести компетенции по одной из востребованных профессий, а Группа РусГидро – подготовленного и мотивированного специалиста. По итогам слета волонтеры РусГидро включили хабаровский проект в число лучших практик.


Светлана Романова, фото автора и ХТЭЦ-1

Теги: #Учебное время

Оцените статью: