Работа под напряжением

Работа контролера требует не только знаний, но также хорошей физической подготовки и психологической устойчивости. Годами выходить на один и тот же маршрут, наматывать километры в любую погоду, давать отпор тем, кто совсем не рад видеть (а такое происходит нередко). В общем, на такое способны только настоящие женщины. Убедимся в этом сами.

8:30

Рабочее утро наших героинь Марины Лукьянцевой (на фото слева) и Надежды ­Зефировой (на фото справа) – контролеров Елизовского отделения Энергосбыта – начинается с получения разнарядки и инструктажа в конференц-зале. В связи с переходом на прямые договоры с потребителями поселка Вулканный основная часть людей – сразу три бригады – направляется туда для проверки счетчиков. Еще одна бригада в составе Марины и Надежды отправляется на отключения абонентов-должников. Таковых ровно четыре десятка, правда, все в Елизово. Можно сказать, повезло.
1.jpg

9:30

«ФизтЕХ, армия, Энергосбыт»

«Я сама выбрала этот путь, – говорит по пути на первый адрес Марина, невысокая, худенькая женщина с обаятельной улыбкой, которой больше подошло бы писать стихи, а не разбираться с неплательщиками. – Окончила физико-технический университет, отслужила в армии и пришла сюда, в энергосбыт. Военные рано на пенсию выходят, энергии еще много, вот и нашла место, где пригодились мои технические знания и опыт. Конечно, напрямую с тем, чем я занималась раньше, нынешняя работа не пересекается. Но в армии ты должен уметь делать все: и с техникой обращаться, и в бумагах разбираться, и в хорошей физической форме себя поддерживать. Я даже зачековкой парашютов заниматься научилась. Здесь тоже работа непростая, да и ответственности не меньше, но мне нравится. Постоянно находишься на свежем воздухе, общаешься. Люди, конечно, разные, но тем они и интересны».
3.jpg

10:00

1_1.JPG

Счастливый пломбир

Мы на объекте. Нужно отключить свет абоненту, долг которого составляет 263 тысячи рублей. Операцию проделывали уже неоднократно, но он самовольно подключался снова и снова. Открываем электрощитовую. «Смотрите, – показывает Марина на счетчик, – пломба сорвана, провода посторонние, схема ­собрана неправильно, может и загореться, если провод оплавится». Стучим в дверь, никто не открывает. Пока Марина обесточивает щитовую и убирает опасные провода, Надежда составляет акт, в который заносит показания прибора учета и обстоятельства проверки. 

После того как квартира обесточена, Марина достает инструмент, похожий на пассатижи, и фиксирует пломбу. «Это, – говорит, – мой счастливый пломбир. Хоть номер у него и 13-й, но, когда беру его с собой, смена, как правило, проходит спокойно, без происшествий». 
7.jpg

10:30

«Электрошокер или сосиска?»

Идем на следующий объект, в многоквартирный дом. Оказывается, это лучше, чем в частный сектор. «Там гораздо чаще можно столкнуться с собаками», – объясняет Надежда. Спрашиваю, что делают, когда такой встречи не избежать? Оказалось, что в сумке у каждого контролера на этот случай есть электрошокер. Серьезных последствий для собаки удар током иметь не будет, а человек успеет отойти подальше. Впрочем, нашим героиням электрошокер не нужен. «За восемь лет работы, если честно, я ни разу его не применила, – говорит Марина. – Животных люблю, и они обычно отвечают мне тем же. Участки мы обходим часто, со всеми местными собаками, можно сказать, давно знакомы. Бывает, поделишься с псом булочкой или сосиской, так в следующий раз он уже при встрече хвостом виляет, узнает. С животными бывает проще общий язык найти, чем с ­людьми». 

По словам Марины, случается, что должники и кидаются на них, и угрожают, особенно если находятся в нетрезвом состоянии. Причем женщины ведут себя еще агрессивнее, чем мужчины. Порой приходится вызывать полицию. «Но это, – продолжает Марина, – крайний вариант. Обычно стараемся обходить острые углы, на конфликт не идем. Пытаемся уговорить, ­объяснить, и, как правило, это получается. Мы же все понимаем. У людей бывают разные ситуа­ции. Много мамочек-одиночек с детьми. Часто приходится наведываться к бывшим детдомовцам – у них тоже дети, работы нет. Приходится терпеливо объяснять, что не платить – это не выход, это путь в никуда. Рассказываем, как заключить договор о рассрочке, бывает, что люди не знают, как оформить субсидию и другие элементарные вещи. Иногда только с пятого раза удается достучаться до человека, чтобы он начал предпринимать какие-либо шаги для ликвидации ­долгов». 

Надежда добавляет: «Всех злостных неплательщиков мы уже знаем в лицо. Один раз иду по своим делам, наш «подопечный» навстречу. Говорю: «Ты долг оплатил?» Он смеется в ответ: «От вас, – говорит, – нигде не спрячешься, я все оплачу». Кстати, в итоге действительно так и сделал. Но есть те – немного, но есть, – на которых наши уговоры уже не действуют. Не дают отключать, лезут, толкают, а в щите большое напряжение, может привести к несчастному случаю. Конечно, это неприятно. Целый день нормально работаешь, потом попадается неадекватный человек – сердечко начинает стучать. Постоянный адреналин. Так что работа у нас под напряжением – и в прямом, и в переносном смысле». 
9.jpg

12:30

Поле чудес

Обошли уже четыре дома, отключили 10 квартир, ни в одной из них дверь не открыли. «Вы не думайте, что они все на работе, – говорит Марина, – часто пересиживают дома, затаятся и ждут. Ничего не боятся – уже через час подключаются снова. Иногда такого в щите начудят, что удивляешься, как все это до сих пор еще не сгорело».

«Настоящее поле чудес обычно в частном секторе, – добавляет Надежда. – Например, приходим мы в дом, нас встречают приветливые хозяева, показывают счетчик. На первый взгляд все хорошо: и схема в порядке, и пломбы на месте. Но мы-то понимаем, что дело не чисто. Не могут пять человек потреблять 100–300 киловатт в месяц. И точно: при обследовании дома находим «левую» розетку».

«Каких только хитроумных приспособлений для хищения электроэнергии не приходилось встречать – подключаются через подвалы, к розеткам соседей, заклеивают провода, чтобы их не видно было на опоре, прикапывают брошенный кабель землей, используют магниты, булавки».
10.jpg

16:30

Обход участка завершен, пора в офис – оформить результаты на бумаге. Сегодня обошлось без происшествий. У меня с непривычки гудят ноги, еще бы: обошли три микрорайона, не меньше половины должников оказались жителями верхних этажей, так что ступенек сегодня пересчитали немало! Марина с Надеждой посмеиваются: «С нашими подъемами и спусками и фитнес никакой не нужен». А я не перестаю удивляться: все нашим женщинам нипочем – ни физические нагрузки, ни хитроумные уловки энерговоров, ни агрессивные выпады должников. Вот уж точно – работа под напряжением.

Кстати

Елизовское отделение Камчатского энерго­сбыта обслуживает потребителей самого большого района Камчатского края. За смену контролерам порой приходится объезжать 4–5 поселков, удаленных на десятки километров друг от друга и от районного центра. Сегодня нам повезло – в списке должников только жители города Елизово. 

Справка

Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапаны ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю).