Роман с камнем

Чиркейская ГЭС, Загорская ГАЭС-2, а ныне Гоцатлинская ГЭС – диспетчеру ЧиркейГЭСстроя ­Людмиле Морозовой всегда «везло» на самые сложные объекты. Она строит гидростанции уже 45 лет. Коллеги-мужчины отзываются о Людмиле Алексеевне только в превосходной степени: «На таких, как Морозова, мир держится, а не только стройка!»

Жизнь не баловала Люду: выросла без родителей, к совершеннолетию потеряла воспитавших ее бабушку и дедушку... На Чиркейскую ГЭС приехала в 1971 году из Ростовской области и начала новую самостоятельную жизнь оператором кабельного крана на строительстве уникальной гидроэлектростанции. Ей было 19 лет, на руках – двое маленьких детей. 

– Для возведения экспериментальной арочной плотины в узком ущелье глубиной более 200 м с Красноярской ГЭС привезли кабельные краны, а в нашем 20-тысячном коллективе строителей было всего 12 операторов таких махин, – рассказывает Людмила. – Представьте себе сложность этой работы: находясь в ущелье, дать по рации четкие команды машинисту кабель-крана, работающему наверху фактически вслепую, чтобы тот «приземлил» бадью с бетоном объемом 25 м³ ровно в обозначенное место. Для этого каждую бадью нужно буквально прочувствовать, правильно определить необходимую скорость движения, рассчитать амплитуду колебаний, выровнять ее при подходе.

После завершения строительства Чиркейской ГЭС девушку пригласили диспетчером управления механизированных строительных работ и транспорта на строящуюся Миатлинскую ГЭС, где она отвечала за весь комплекс земельно-скальных работ. Потом были Ирганайская ГЭС, Загорская ГАЭС-2 и, наконец, Гоцатлинская станция. И куда бы ни забрасывали Людмилу Морозову служебные дела, везде она создавала островок спокойствия и благополучия для своей семьи. Соседи до сих пор вспоминают ее хлебосольность, веселый доброжелательный нрав и даже самые чистые окна! 

– Эти качества, а также женская мудрость Людмилы Алексеевны не раз выручали весь наш коллектив, – рассказывает Сиражудин Магомедрасулов, возглавлявший тогда СМУ‑5 ЧиркейГЭСстроя, а ныне директор управления строительства Зарамагских ГЭС «ЭСКО ЕЭС».

– Когда на стройплощадке ­из-за отставания в графике у нас возникли серьезные трения с заказчиком работ, именно Морозова сумела создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, благодаря чему удалось не только наладить дело, но даже перевыполнить план.

Главное слово в жизни Людмилы Морозовой – «надо». 

– Работа для меня – это борьба за взятые обязательства, качество, соблюдение графика, чего бы это ни стоило, – говорит она.