Справедливость без посредников

Подведены итоги работы «Линии доверия» Группы РусГидро в 2018 году. Эффективность этого инструмента корпоративного управления растет – обращений стало больше, но доля подтвердившихся нарушений не увеличилась.

Отлично, когда проблемные ситуации разрешаются в рабочем порядке. Но так бывает не всегда. И тогда на помощь приходит такой инструмент, как «Линия доверия», с помощью которого сотрудник или партнер компании, считающий, что творится несправедливость, может обратиться в головной офис холдинга РусГидро, напрямую в Департамент контроля и управления рисками.

В одной ситуации сигнал на «Линию доверия» Группы РусГидро обернулся достаточно неожиданным образом. Первоначальное обращение поступило от сотрудника одной из компаний Группы по поводу возможно недобросовестного проведения закупочной процедуры. Проверка факт нарушения не подтвердила. Однако директор компании вынес дисциплинарное взыскание сотруднику в связи с его обращением. Это недопустимо – на «Линию доверия» имеет право обратиться каждый. Вопрос был рассмотрен на комиссии по этике, и приказ о дисциплинарном взыскании был отменен. К руководителю рекомендовано применение мер воздействия (депремирование) за нарушение антикоррупционной политики компании.

По сравнению с 2017 годом в 2018-м количество обращений на «Линию доверия» выросло на 17% – со 166 до 195. Наиболее популярными были вопросы сбыта – 85 из 195 сигналов, что неудивительно: сбытовая сфера объективно несет больший конфликтный потенциал, чем прочие. Далее по популярности следуют вопросы закупочной деятельности (38 обращений), прочие вопросы (38), управления персоналом и оплаты труда (21), злоупотреб­ления полномочиями (13).

На «Линию доверия» Группы РусГидро обратился абонент энергосбытовой компании с жалобой на неправомерное списание денежных средств с его расчетного счета. Ранее в компанию поступило судебное предписание о необходимости возврата списанных с расчетного счета абонента денежных средств в связи с оплатой им ранее накопленной задолженности. По результатам проверки выяснилось, что в течение четырех месяцев сотрудники энергосбытовой компании не предпринимали никаких действий по возврату денежных средств. По итогам рассмотрения обращения денежные средства были возвращены абоненту в полном объеме.

Но сам факт обращения, конечно, не подразумевает автоматическую виновность того или иного сотрудника РусГидро. После проверок всех сигналов на «Линию доверия» в 2018 году были выявлены нарушения только в 67 ­случаях из 195. Это 34% от общего числа обращений, что почти совпадает с данными за 2017 год (33%). То есть рост популярности «Линии доверия» не обусловлен ростом числа нарушений, ухудшением корпоративного управления. По итогам всех подтвердившихся случаев нарушений были приняты дисциплинарные и организацион­ные меры, препятствующие рецидиву подобных ситуаций. В двух случаях дошло до увольнения сотрудников.

Одно из обращений ­касалось конфликта интересов. Заместитель начальника расчетно-кассового центра (РКЦ) энергосбытовой компании учредил управляющую компанию ЖКХ и заключил договор оказания услуг между своей компанией и энергосбытовым предприятием – поставщиком электричества. Об этом на «Линию доверия» Группы РусГидро сообщили жильцы дома, без ведома которых был заключен указанный договор. Проверка подтвердила факт неправомерного заключения договора без решения собственников, заместитель начальника РКЦ был уволен, а его руководителю был объявлен выговор за нарушение внутренних документов компании, повлекшее возникновение конфликта интересов.