Станция-подснежник

В краю снегов и вулканов – Камчатке – зима длится три четверти года. На единственной дороге, ведущей к Мутновским геотермальным станциям, последний снег тает только в середине июля. А через три месяца выпадает ­новый... В столь суровых условиях подготовка станции к зиме – жаркая пора.

Подготовка к следующему ­осенне-зимнему периоду начинается в конце лета, – поясняет начальник Мутновских ГеоЭС Максим Безотечество. – Именно тогда профильные службы составляют план-график ремонтов и обширный перечень материально-технических нужд. На закупочные процедуры и доставку оборудования до далекой Камчатки уходит примерно год. Мы сознательно страхуем себя от рисков срыва поставок: если необходимое оборудование не поступит на станцию к началу ремонтов, объект не удастся качественно подготовить к зиме. Ведь основная ремонтная кампания длится всего две недели – с конца августа по середину сентября. На это время специалисты полностью останавливают Мутновскую ­ГеоЭС. Работа идет в две смены, практически круглосуточно. 

Во время останова станции персонал ремонтирует основное оборудование, а более мелкие работы проводят позже. В конце сентября обе Мутновские станции уже полностью готовы к холодам, АО «Геотерм» получает паспорт готовности к ОЗП. 

Зима – серьезное испытание и для оборудования, и для людей. Порой случаются из ряда вон выходящие события. Одним из самых трудных стал 2005 год, когда снегопад не прекращался две недели, а восемь дней подряд в районе Мутновских ГеоЭС бушевала сильная пурга. 

– Пожалуй, это был один из самых запоминающихся моментов за всю мою многолетнюю работу на станции, – признается начальник электроцеха Мутновской ГеоЭС Алексей Соловьев. – В это время персонал практически не видел, что происходит на улице. Высота снежного покрова достигла 12 метров! Для того чтобы расчистить территорию, понадобилось больше недели.

В столь суровом климате даже небольшая внештатная ситуация может обернуться ­немалыми проблемами. Старожилы станции вспомнили еще один случай: в 2003 году на Верхне-Мутновской станции обнаружились неполадки на линии связи. Для устранения повреждений сотрудники «Геотерма» обратились к специалистам: найти поврежденный участок можно было только с помощью передвижной высоковольтной лаборатории. Однако заехать самостоятельно подобная техника на станцию не смогла – слишком глубокий снег. 

Лабораторию пришлось буксировать с помощью бульдозера. Наконец машина и специалисты оказалась на месте, но провести восстановительные работы все же не смогли: кабель связи находится в земле, а на ее поверхности – шестиметровый пласт снега. Пришлось звать на помощь экскаватор. Четверо суток безостановочной работы ­людей и техники потребовалось для того, чтобы добраться до поврежденной линии.