Судоподъемники, каналы и братья Лидеры

Есть поговорка «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Британский инженер и художник-любитель Эдвард Лидер Уильямс (старший) произвел на свет одиннадцать детей, и двое из них определенно стали лидерами, хотя и по-разному.

Первым из них был Эдвард Лидер Уильямс (младший), и он унаследовал профессию отца – занялся гидротехникой. Если отец делал крайне капризную реку Северн судоходной, то сына больше привлекали каналы, и надо отдать ему должное, он сумел внести в них новую струю.

EdwardLeaderWilliams.png

Эдвард Лидер Уильямс


Дело в том, что во второй половине девятнадцатого века традиционные английские каналы – узкие и мелкие – стали разоряться перед натиском железнодорожного транспорта. Некоторые из них сохраняли ценовую конкурентоспособность, но проваливались по срокам доставки – а сроки зависели от большого количества шлюзов, требовавших много времени для их прохождения и тративших много воды, без которой канал переставал работать. Эдвард Лидер Уильямс столкнулся с этими проблемами в Чешире, где местная соляная промышленность остро нуждалась в канале, но проект упёрся в крутой пятнадцатиметровый склон около деревни Андертон.

Уильямс предложил решить проблему не цепочкой шлюзов, а единым сооружением – лифтом для лодок; в русский язык он вошел под названием «судоподъемник». Две емкости, наполненные водой, уравновешивали друг друга, и поэтому для подъема и спуска корабля требовалось сравнительно немного энергии. Кроме того, практически не затрачивалась вода, которой в канале Мерси-Трент было в обрез.

Anderton_Boat_Lift_2.jpg

Андертонский лодочный лифт


Лифт строили два с половиной года, и затратили на него почти 50 тысяч фунтов – в 1875 году по нему было открыто движение. Увы, проблемы возникли довольно быстро: чугунные емкости стали ржаветь и течь. Через двадцать лет лифт пришлось переоборудовать, а затем пришли другие времена и железные дороги все-таки победили. Возвращение к жизни крупнейшего на тот момент судоподъемника произошло в 2001 году, но в 2002 году его обошло масштабами, да и красотой знаменитое «колесо Фалкирка» - судоподъемник оригинальной конструкции в Шотландии (подробнее о нем – в другой раз).

1280px-FalkirkWheelSide_2004_SeanMcClean.jpg

Колесо Фалкирка


Несмотря на то, что Андертонский судоподъемник оказался не без изъяна, Эдвард Лидер Уильямс приобрел репутацию мастера и новатора каналостроения. Она пригодилась ему, когда Манчестер – крупнейший промышленный город Англии, расположенный в 60 километрах от моря - решил вдруг стать морским портом. Казалось бы, железная дорога от Ливерпуля до Манчестера работала исправно, но отношения между двумя городами всегда были трудными. Манчестеру удалось провести закон о канале в парламенте, и в 1887 году началось строительство канала-монстра – способного принять судно в 180 метров длиной, 15 метров шириной и с осадкой 8 метров. Напомню, что глубоководная система Европейской части России ограничена 4 метрами глубины, и те есть далеко не везде.

ManchesterShipCanal.jpg

Манчестерский канал


Этот канал – лишь немного короче, чем Панамский и такой же глубокий, как Суэцкий – был построен Эдвардом Лидером Уильямсом, а также 17 тысячами рабочими, 124 паровыми кранами и 97 паровыми экскаваторами за 7 лет. 21 мая 1894 году королева Виктория торжественно открыла по нему движение судов, а еще через некоторое время посвятила Эдварда Лидера Уильямса в рыцари. Удивительно, но почти до середины двадцатого века сухопутный Манчестер занимал позицию третьего порта Великобритании по грузообороту.

А как же второй Лидер, в чем же он стал лидером? Если Эдварду отец передал профессию, то Бенджамину – увлечение, и Бенджамин стал художником-пейзажистом, весьма модным и дорогим. Чаще всего на его картинах можно увидеть реки и сельские пейзажи, но есть и исключение. В 1891 году Бенджамин Лидер появился на берегу канала, который строил его брат, и запечатлел строительство с документальной точностью.

Manchester_Ship_Canal_The_Making_of_Eastham_Dock.jpg

Бенджамин Лидер, «Строительство Манчестерского канала», 1891


Судоподъемников в мире построено довольно немного. Один из них есть и в России – это знаменитый судоподъемник Красноярской ГЭС, при помощи которого вверх по Енисею шли баржи с рабочими колесами для Саяно-Шушенской станции.

BLIN8726.JPG

Судоподъемник Красноярской ГЭС


Мог быть и второй судоподъемник – в первоначальном проекте Богучанской ГЭС он присутствовал. Но за годы строительства изменились методы транспортировки древесины, и сплав сосны – ранее кормивший Приангарье – пошел на спад. В том числе и поэтому построенная Богучанская ГЭС осталась и без шлюзов, и без судоподъемника.