Зарагижская ГЭС: Проверка на выносливость

В Кабардино-Балкарии гидростроители успешно завершили один из ключевых этапов строительства Зарагижской ГЭС – гидравлические испытания напорного трубопровода и освидетельствование мостового крана здания ГЭС. Проверка показала – сооружение и грузоподъемный механизм к работе полностью готовы. 

После того как специалисты АО «Трест Гидромонтаж» смонтировали все звенья трубопровода от водоприемника до здания ГЭС, начались гидравлические испытания сооружения. Главная задача – выявить некачественные стыки в сварных швах и протечки на гидрокомпенсаторах. Программу испытаний разработали в АО «Мосгидросталь», а согласовал генеральный проектировщик станции – Институт Гидропроект. 

– Для начала трубопровод заполнили водой из деривационного канала с помощью насосов, – рассказывает заместитель директора АО «Малые ГЭС КБР» Марат Мирзоев. – Затем специалисты осмотрели сооружение и, после того как все люди покинули нижний бьеф и здание ГЭС, дали коман­ду нагнетать воду. Избыточное давление довели до 0,74 Мпа, что существенно выше рабочего (0,45 Мпа). Все сварные швы металлического напорного трубопровода подтвердили соответствие нормативно-технической документации. 

Параллельно на станционном узле проходила не менее масштабная и ответственная операция – освидетельствование мостового крана грузоподъемностью 63 т. Он предназначен для завершения монтажа оборудования гидроагрегатов, а в период эксплуатации ГЭС будет использоваться для ремонта оборудования. Монтаж и пуско­наладочные работы крана выполнили сотрудники АО «Гидроремонт ВКК» при участии шеф-инженера завода-изготовителя кранового оборудования – ООО «Промгидроэнергомаш». Для статических и динамических испытаний выполнили настройку ограничителя грузоподъемности, который предотвращает перегрузку крана и тем самым обеспечивает безопасную эксплуатацию оборудования, и использовали гидронагружатель. В фундаментной плите монтажной площадки специа­листы смонтировали специальное устройство – грузовой анкер. Установка гидронагружателя с маслонапорной установкой позволила создать усилие на грузоподъемный механизм крана при проведении испытаний. Экзамен механизм выдержал с честью. Это, впрочем, неуди­вительно, поскольку он оснащен современными контроллерами, позволяющими регулировать скорость работы механизмов крана, то есть на небольшой скорости перемещать тяжелые грузы с точностью до сотых долей миллиметра. Управлять краном оператор может как из кабины, так и с помощью выносного пульта.

85% – такова строительная готовность станции. В ее сооружении задействованы 200 человек и около 30 единиц строительной техники.


Стройка близится к финалу. Здесь окончены все работы по затворным узлам, деривационному каналу и холостому водосбросу. На водоприемнике завершаются монтаж и наладка оборудования. Выполнен основной объем работ по сборке и бетонированию развилочной части напорного трубопровода. На ОРУ-110 кВ, через которое ГЭС будет связана с энергосистемой, смонтировано все электротехническое оборудование. Завершаются строительные работы на подземной части здания ГЭС и сборка верхнего строения из быстровозводимых конструкций. Продолжается рекультивация земель, строительство кабельных лотков и основной подъездной автодороги к станции. Заканчиваются работы по внедрению системы комплексной безопасности.