ЗИМА ТРЕВОГИ НАШЕЙ
Нынешняя зима стала настоящим испытанием на прочность для всех, кто участвует в северном завозе, для правительства республики, местных администраций, дорожных, коммунальных служб, энергетиков, – говорит Алексей Ивлев, и. о. генерального директора АО «Сахаэнерго». – Справиться с последствиями аномально теплой погоды, обильного снегопада и затяжных метелей оказалось непросто. Но время не ждет. План по завозу топлива нужно исполнять. Ведь от нашей работы зависит жизнеобеспечение самого холодного региона России. Я искренне благодарен персоналу нашего предприятия за мужество, терпение и профессионализм.УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ
– Я снова выезжаю в рейс. Это моя привычная работа, но я ощущаю колоссальный груз ответственности. Если не довезу топливо, целые поселки могут остаться без электричества. На Севере без тепла и света жизни нет…Александр Юрьевич Придатченко работает водителем в Нижнеколымском районе электрических сетей АО «Сахаэнерго» девять лет. Он осуществляет перевозку дизельного топлива до отдаленных поселков Андрюшкино, Колымское, Походск.
Александр Придатченко: «На Севере без тепла и света жизни нет…»
Якутия – самый большой по площади регион Российской Федерации. На ее огромной территории большая часть земли – тайга и тундра, где между населенными пунктами нет никаких дорог, только направления. Единственной возможностью сообщения с внешним миром для северных поселков становятся зимники – дороги, которые функционируют только зимой, когда промерзают болота и озера, препятствующие доступу транспорта в села в теплое время года. За это время необходимо оперативно доставить весь годовой запас топлива для нужд дизельных электростанций.
Рабочий день Александра Юрьевича начинается рано утром. Он приезжает в Черский из соседнего поселка Зеленый Мыс. Первым делом в восемь часов утра проходит медосмотр и получает путевой лист. Это обязательное и крайне важное условие для всех перевозчиков опасного груза. Врач должен удостовериться, что водитель абсолютно здоров и готов выдержать многочасовой рейс.
Далеко не каждый автомобиль может передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. В составе Нижнеколымского РЭС – пять автомобилей повышенной проходимости отечественной марки «Урал». На одном из них и ездит Придатченко. Прежде чем отправиться в рейс, он тщательно проверяет состояние машины. Сам ремонтирует и устраняет все неполадки. Он и водитель, и слесарь в одном лице.
Снег – самое сложное и непредсказуемое покрытие.
«Незаменимый человек с золотыми руками. Технику знает как свои пять пальцев. Даже в самой нестандартной ситуации может найти верное решение», – отзываются о нем коллеги.
А еще наш водитель обладает выносливостью и терпением, умеет тщательно планировать каждую поездку.
– У нас не Центральная Якутия, по пути заправочных станций нет. Поэтому нужно очень грамотно рассчитать объем топлива. Например, за рейс Черский – Андрюшкино – Черский уходит около 750 литров горючего, – рассказывает Александр Юрьевич.
ОПАСНОСТЬ НА КАЖДОМ КИЛОМЕТРЕ
Действительно, путь предстоит неблизкий. Протяженность зимника от Черского до Андрюшкино – 450 км. В обычное время его преодолевают за 13–14 часов, но в случае непогоды можно застрять в снежном плену на сутки, а то и на двое-трое. Ведь снег – самое сложное и непредсказуемое покрытие. Кажущаяся твердость обманчива: обычно наст не настолько крепок, чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, и тогда техника оказывается в ситуации судна, скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни – лопатой разгребать снег и продалбливать наст вокруг машины.Во всех автомобилях установлены рации, благодаря которым водители поддерживают связь друг с другом.
– Зимой этого года вместо привычных холодов у нас на Нижней Колыме было тепло, лед не промерзал, постоянно дули ветры, дорогу переметало снегом высотой до 2 метров, – рассказывает Придатченко. – Движение по автозимнику Черский – Андрюшкино долгое время было блокировано. Особенно сложным выдался пробный рейс с 1 по 3 марта. Мы с коллегами пробыли в пути два с половиной дня. В 30 км от Андрюшкино встретили дорожную технику, которая обустраивала данный участок. Поэтому оставшийся путь продвигались с минимальной скоростью и все-таки доехали до пункта назначения.
Самым сложным и проблемным участком, по мнению водителя, была зимняя дорога по направлению Среднеколымск – Аргахтах. В этом году по ней возили топливо из Среднеколымской нефтебазы до поселка Андрюшкино. Перевозчикам приходилось передвигаться по очень узкому снежному тоннелю, постоянно рискуя. Ведь эти сугробы могут в любой момент обвалиться на автомобиль.
– Долгая дорога на Севере непредсказуема, – говорит Александр Юрьевич. – Мои коллеги-водители в этом году оказались в снежном плену на автодороге Депутатский – Усть-Куйга. Они четверо суток провели в машинах, ожидая помощи. Хорошо, что опытные водители впрок запаслись топливом и едой. Ведь мороз не прощает ошибок. К счастью, этот случай обошелся без жертв. Им на помощь пришли наши энергетики.
ВМЕСТО ГОСТИНИЦЫ – КАБИНА «УРАЛА»
Кабина «Урала» стала для Александра Юрьевича вторым домом. Здесь есть все необходимое: продукты (хлеб, чай, кофе, консервы, галеты), теплая одежда и покрывало. Ведь по пути нет ни гостиниц, ни придорожных кафе, ни медпунктов.Во всех автомобилях установлены рации, благодаря которым водители поддерживают связь друг с другом. Нередко в рейс выезжают с напарником, так надежнее и спокойнее. Но бывает, что приходится в одиночку преодолевать огромные расстояния.
– За эти годы машина стала для меня родной, – поясняет водитель. – Я знаю наизусть каждую деталь. Перед началом рейса всегда мысленно обращаюсь к ней с просьбой благополучно доехать. Мы, северяне, очень суеверны. Сама жизнь диктует такие традиции.
В случае непогоды можно застрять в снежном плену на сутки, а то и на двое-трое.
Бескрайние снежные просторы тундры. Яркое солнце ослепительно сверкает по снегам необозримой равнины. Красота местной природы завораживает.
– Мне нередко по пути попадались волки, лисы, олени. Все-таки якутская природа хранит свою первозданную прелесть, – улыбается он.
Александр Юрьевич всем сердцем любит свою малую родину. Десятилетним мальчишкой вместе с родителями приехал в снежную Якутию из далекой Донецкой области. Учился в местной Черской школе, затем в ПТУ. Работал дорожником, а теперь водителем. Он считает, что человек должен приносить пользу своему поселку, трудиться честно и добросовестно.
ТЕХНИКА С ТОПЛИВОМ – ЗНАЧИТ, ЖИВЕМ!
– Самая большая награда для меня – видеть и чувствовать искреннюю благодарность своих земляков. Я знаю, что прибытие техники с топливом в северное отдаленное село – целое событие! И знак того, что жизнь продолжается, – говорит Придатченко.Позади сотни километров, бессонные ночи, и наш герой возвращается домой. Что может быть дороже света в родном окошке, где тебя любят и ждут?!