меню поиск email
№4, апрель 2017 - Репортаж

Зимник жизни

«Сахаэнерго» обслуживает 2/3 территории Якутии и несет тепло и свет в самые отдаленные и труднодоступные поселки, куда не дотягивается большая энергетика. 136 дизельных электростанций работают как единый отлаженный механизм, являя собой энергетическое сердце якутской Арктики.

От работы специалистов «Сахаэнерго» зависит жизнеобеспечение самого холодного региона России.

ЗИМА ТРЕВОГИ НАШЕЙ

Нынешняя зима стала настоящим испытанием на прочность для всех, кто участвует в северном завозе, для правительства республики, местных администраций, дорожных, коммунальных служб, энергетиков, – говорит Алексей Ивлев, и. о. генерального директора АО «Сахаэнерго». – Справиться с последствиями аномально теплой погоды, обильного снегопада и затяжных метелей оказалось ­непросто. Но время не ждет. План по ­завозу топлива нужно исполнять. Ведь от нашей работы зависит жизнеобеспечение самого холодного региона России. Я искренне благодарен персоналу нашего предприятия за мужество, терпение и профессионализм.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ

– Я снова выезжаю в рейс. Это моя привычная работа, но я ощущаю колоссальный груз ответственности. Если не довезу топливо, целые поселки могут остаться без электричества. На Севере без тепла и света жизни нет…

Александр Юрьевич Придатченко работает водителем в Нижнеколымском районе электрических сетей АО «Сахаэнерго» девять лет. Он осуществляет перевозку дизельного топлива до отдаленных поселков Андрюшкино, Колымское, Походск.

Pridatchenko_r_sk.jpg

Александр Придатченко: «На Севере без тепла и света жизни нет…»


 Якутия – самый большой по площади регион Российской Федерации. На ее огромной территории большая часть земли – тайга и тундра, где между населенными пунктами нет никаких дорог, только направления. Единственной возможностью сообщения с внешним миром для северных поселков становятся зимники – дороги, которые функционируют только зимой, когда промерзают болота и озера, препятствую­щие доступу транспорта в села в теп­лое время года. За это время необходимо оперативно доставить весь годовой запас топлива для нужд дизельных электростанций.

Рабочий день Александра Юрьевича начинается рано утром. Он приезжает в Черский из соседнего поселка Зеленый Мыс. Первым делом в восемь часов утра проходит медосмотр и получает путевой лист. Это обязательное и крайне важное условие для всех перевозчиков опасного груза. Врач должен удостовериться, что водитель абсолютно здоров и готов выдержать многочасовой рейс.

Далеко не каждый автомобиль может передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. В составе Нижне­колымского РЭС – пять автомобилей повышенной проходимости отечественной марки «Урал». На одном из них и ездит Придатченко. Прежде чем отправиться в рейс, он тщательно проверяет состояние машины. Сам ремонтирует и устраняет все неполадки. Он и водитель, и слесарь в одном лице.

IMG_0486_r_sk.jpg

Снег – самое сложное и непредсказуемое покрытие.


«Незаменимый человек с золотыми руками. Технику знает как свои пять пальцев. Даже в самой нестандартной ситуации может найти верное решение», – отзываются о нем коллеги.

А еще наш водитель обладает выносливостью и терпением, умеет тщательно планировать ­каждую поездку.

– У нас не Центральная Якутия, по пути заправочных станций нет. Поэтому нужно очень грамотно рассчитать объем топлива. Например, за рейс Черский – Андрюшкино – Черский уходит около 750 литров горючего, – рассказывает Александр Юрьевич.

ОПАСНОСТЬ НА КАЖДОМ КИЛОМЕТРЕ

Действительно, путь предстоит неблизкий. Протяженность зимника от Черского до Андрюшкино – 450 км. В обычное время его преодолевают за 13–14 часов, но в случае непогоды можно застрять в снежном плену на сутки, а то и на двое-трое. Ведь снег – самое сложное и непредсказуемое покрытие. Кажущаяся твердость обманчива: обычно наст не настолько крепок, чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, и тогда техника оказывается в ситуации судна, скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни – лопатой разгребать снег и продалбливать наст вокруг машины.

IMG_0454_r_sk.jpg

Во всех автомобилях установлены рации, благодаря которым водители поддерживают связь друг с другом.



– Зимой этого года вместо привычных холодов у нас на Нижней Колыме было тепло, лед не промерзал, постоянно дули ветры, дорогу переметало снегом высотой до 2 метров, – рассказывает Придатченко. – Движение по автозимнику Черский – Андрюшкино долгое время было блокировано. Особенно сложным выдался пробный рейс с 1 по 3 марта. Мы с коллегами пробыли в пути два с половиной дня. В 30 км от Андрюшкино встретили дорожную технику, которая обустраи­вала данный участок. Поэтому оставшийся путь продвигались с минимальной скоростью и все-таки доехали до ­пункта назначения.

Самым сложным и проблемным участком, по мнению водителя, была зимняя дорога по направлению Среднеколымск – Аргахтах. В этом году по ней возили топливо из Среднеколымской нефтебазы до поселка Андрюшкино. Перевозчикам приходилось передвигаться по очень узкому снежному тоннелю, постоянно рискуя. Ведь эти ­сугробы могут в любой момент обвалиться на автомобиль.

– Долгая дорога на Севере непредсказуема, – говорит Александр Юрьевич. – Мои коллеги-водители в этом году оказались в снежном плену на автодороге Депутатский – Усть-Куйга. Они четверо суток провели в машинах, ожидая помощи. Хорошо, что опытные водители впрок запаслись топливом и едой. Ведь мороз не прощает ошибок. К счастью, этот случай обошелся без жертв. Им на помощь пришли наши энергетики.

ВМЕСТО ГОСТИНИЦЫ – КАБИНА «УРАЛА» 

Кабина «Урала» стала для Александра Юрьевича вторым домом. Здесь есть все необходимое: продукты (хлеб, чай, кофе, консервы, галеты), теплая одежда и покрывало. Ведь по пути нет ни гостиниц, ни придорожных кафе, ни медпунктов.
Во всех автомобилях установлены рации, благодаря которым водители поддерживают связь друг с другом. Нередко в рейс выезжают с напарником, так надежнее и спокойнее. Но бывает, что приходится в одиночку преодолевать огромные расстояния.
– За эти годы машина стала для меня родной, – поясняет водитель. – Я знаю наизусть каждую деталь. Перед началом рейса всегда мысленно обращаюсь к ней с просьбой благополучно доехать. Мы, северяне, очень суеверны. Сама жизнь диктует такие традиции.


IMG_0477_r_sk.jpg

В случае непогоды можно застрять в снежном плену на сутки, а то и на двое-трое.


Бескрайние снежные просторы тундры. Яркое солнце ослепительно сверкает по снегам необозримой равнины. Красота местной природы завораживает.
– Мне нередко по пути попадались волки, лисы, олени. Все-­таки якутская природа хранит свою первозданную прелесть, – улы­бается он.

Александр Юрьевич всем сердцем любит свою малую родину. Десятилетним мальчишкой вместе с родителями приехал в снежную Якутию из далекой Донецкой области. Учился в местной Черской школе, затем в ПТУ. Работал дорожником, а теперь водителем. Он считает, что человек должен приносить пользу своему поселку, трудиться честно и добросовестно.

ТЕХНИКА С ТОПЛИВОМ – ЗНАЧИТ, ЖИВЕМ! 

– Самая большая награда для меня – видеть и чувствовать искреннюю благодарность своих земляков. Я знаю, что прибытие техники с топливом в северное отдаленное село – целое событие! И знак того, что жизнь продолжается, – говорит Придат­ченко.
Позади сотни километров, бессонные ночи, и наш герой возвращается домой. Что может быть дороже света в родном окошке, где ­тебя любят и ждут?!

Саргылана Савватеева, Виктория Контоева

Теги: #Спецрепортаж