Полвека стабильности

Самая мощная электростанция в Приморском крае – Владивостокская ТЭЦ‑2 – отмечает 50-летний юбилей и готовится к новой странице в своей истории.

В первой половине ХХ века потребность промышленных предприятий и коммунального хозяйства Владивостока в электроэнергии росла огромными темпами. Мощностей районного управления Дальэнерго не хватало. В 1938 году специалисты Наркомата электростанций СССР, Главвостокэнерго и Дальэнерго приняли решение создать резерв генерирующих мощностей путем строительства новой электростанции мощностью 25 МВт. Однако с началом Великой Отечественной войны все работы были свернуты. Не удалось ре­ализовать эти планы и в первые послевоенные годы.

Вернулись к идее строительства новой станции только в 1950-е годы. Проектное задание первой очереди Владивостокской ТЭЦ‑2 разработали в 1963 году. К первым земляным работам приступили в мае 1965 года. Спустя два года начали сооружение главного корпуса здания, возведение первой трубы высотой 180 метров, строительство подъездных железнодорожных путей и других объектов.

Цифра
За всю историю станции

9,5 млрд кВт·ч

составила выработка электроэнергии

128,6 млн Гкал

составил отпуск тепла

22 апреля 1970 года Владивостокская ТЭЦ‑2 выдала для приморской энергосистемы первые киловатты. А чуть позже – для гражданских и промышленных объектов города – первые гигакалории тепла.

В последующие годы строительство ТЭЦ‑2 продолжилось. В декабре 1970 года был введен в строй турбогенератор №2, в 1972 году – турбогенератор №3. В 1974-м завершилось строительство второй дымовой трубы. В 1975, 1978 и 1984-м запущены еще три турбогенератора, а электрическая мощность станции доведена до 575 МВт.

Производство тепловой и электрической энергии на Владивостокской ТЭЦ-2 ежегодно возрастало. К 1990 году станция вырабатывала уже 2,3 млрд кВт·ч электроэнергии и 3,8 млн Гкал тепла.

Новую страницу в истории энергопредприятия открыл проект газификации. В 2010–2013 годах в результате реконструкции 10 котлоагрегатов теп­ловой станции перевели на сжигание природного газа. Реконструкция не только позволила радикально сократить выбросы в атмосферу, но и существенно повысила надежность и экономичность работы Владивостокской ТЭЦ‑2. А в 2017 году был достроен и введен в эксплуатацию третий тоннель системы технического водоснабжения, что дало возможность улучшить условия проведения ежегодных ремонтов.

В 2019 году реконструкция Владивостокской ТЭЦ-2, как и еще три проекта РусГидро, была включена в госпрограмму модернизации теплогенерации на Дальнем Востоке. Как рассказал директор станции Игорь Шиянов, предполагаются установка трех новых паровых теплофикационных турбин (взамен самых изношенных) максимальной мощностью до 130 МВт и модернизация восьми котлоагрегатов станции. При этом электрическая мощность заменяемого оборудования увеличится с 283 до 360 МВт, тепловая мощность – с 506 до 570 Гкал/ч. В настоящее время ведется проектирование объекта, завершение реконструкции запланировано на 2025 год.

Справка:

1959 г. – начались работы по изысканию площадок размещения теплоэлектростанций во Владивостоке. 
1964 г. – утверждено проектное задание первой очереди Владивостокской ТЭЦ-2 Министерством энергетики и электрификации СССР 
1965 г. – в составе треста «Дальэнергострой» создается строительное управление Владивостокской ТЭЦ-2, а спустя месяц – дирекция строительства. На месте возведения станции начались первые земляные работы.
1967 г. – строители приступили к сооружению главного корпуса здания, строительству первой трубы высотой 180 метров, подъездных ЖД путей и других производственных объектов. 
1970 г. – завершено строительство первой очереди объектов ВТЭЦ-2, завершался монтаж первого котла БКЗ 210-140 (Барнаульского котельного завода) и первой турбины Т-100-300 (Уральского турбомоторного завода). 22 апреля - осуществлен пуск Владивостокской ТЭЦ-2.
1970-1984 гг. – всего введено 12 котлоагрегатов и 5 турбогенераторов
1999 г. – введен в эксплуатацию котлоагрегат №14
В 2010-2011 гг. - на шести котлоагрегатах ст.№№1-6 проведена реконструкция с переводом на сжигание природного газа. Далее на экологическое топливо были переведены еще два котла – ст.№7 и №8, а в 2013 году – ст.№9 и №10.