На границе миров

Могучий Енисей – живописная граница двух регионов: на правом берегу находится Красноярский край, на левом – Республика Хакасия. Вот и в культуре и традициях хакасов будто сошлись разные миры. В проекте «Культурный код» про свой народ рассказывает старший машинист гидроагрегатов Оперативной службы Саяно- Шушенской ГЭС Дмитрий Чильчигашев.

Хакасия – уникальное место, где степи соседствуют с высокогорными круглогодичными ледниками, а великий Енисей – с тысячью удивительных пресных и соленых озер. Говорят, только у нас могут встретиться представители двух миров – пресноводные птицы и птицы, которые обитают на соленых водоемах.

Наш народ всегда верил в духов: воды, воздуха, тайги, огня. Даже с приходом православия древние верования остались живы, и современные хакасы по-прежнему обращаются за помощью к шаманам.

СПРАВКА

Хакасы – тюркский коренной народ. В основном проживают в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Их численность в России сегодня составляет около 73 тыс. человек. Прародителями хакасов считают племена динлинов и енисейских киргизов. Официальная религия – православие, одновременно сохранились традиции шаманизма, культ духов, древние обряды. С древности хакасы занимались скотоводством, охотой и рыболовством.

Не дом и не улица

Хакасы в прошлом кочевники. Это сейчас в респуб­лике города и крупные предприятия, а раньше была только степь с редкими поселения­ми, где жили кочевые семьи. Я в детстве слышал от отца, что ни деревень, ни адресов в Хакасии не существовало, но при этом все знали, что Чильчигашевы, к примеру, жили у горы, а Майнагашевы – за горой. У родов были свои юрты и пастбища.

Юрты хакасы строили из шкур. Когда же кочевники осели, то появились деревянные жилища, но пол, как и прежде, остался земляным. Из-за этого можно было проснуться, как рассказывал мой прадед, с инеем на бороде, но смахнуть его и отправиться на работу. И, несмотря на ­такие ­условия, прожить 120 лет!

В советское время людей стали объединять, строить дома – так образовались аалы (деревни), и все они стали называться по имени хакасских родов, которые стояли на этих мес­тах. Так и появились современные Райково, Доможаково и другие.

Девушки в национальной хакасской одежде

КСТАТИ

До начала ХХ века в домашнем хозяйстве хакасов козы и свиньи практически отсутствовали. Их считали дьявольскими созданиями Ирлик-хана, главного демона в народных поверьях. А причиной такого отношения было то, что козы блеют, а свиньи роют землю.

Нужен весь баран

Хакасы всегда занимались скотоводством. Выращивали (и продолжают) животных, которых легко прокормить у нас – лошадей, коров и овец. Сено особо не заготавливается, ведь скот может гулять на пастбище круглый год – в степях снег часто выдувается ветрами. Но если ложится плотный снежный покров, то отправляют пас­тись сначала коней – они раскапывают снег, за ними идут коровы, а овечки доедают следом. Так это работало и раньше, и сейчас.

Из традиционных блюд хакасов хочу выделить талган – еду кочевников, самую простую и долго хранящуюся. Это жареные ячмень или пшено, перемолотые на ручной мельнице. Можно смешать с маслом, медом, скатать в шарики и есть как халву. Очень питательно! Можно просто в молоко добавить для калорийности. Насыпал себе в туесок, в степи с водой смешал – и сыт.

В хакасских блюдах преобладают мясные, зерновые и кисломолочные продукты

Еще хакасы, как и в древности, едят лепешки из муки грубого помола и блюда из баранины. Баран и тогда, и сейчас съедается полностью. А самый вкусный суп – из бараньих потрошков.

Украсть жену

Статус «в браке» был важным социальным показателем: холостяков, как и у большинства народов мира, не уважали. К неженатым мужчинам относились как к младшим членам рода, а к незамужней женщине и вовсе прикреплялось прозвище «чурт айназы» (домашний черт) – верили, что она может притягивать несчастья.

Перед тем как жениться, парень говорил о своем намерении родителям, они собирались родом и обсуждали со старейшинами. Большое значение имело, откуда девушка, кто ее родители, какие болезни были в роду. После этого коллективно принимали решение и проводили обряд знакомства. Это и сейчас сохранилось: несмотря на то что парень с девушкой уже все решили, жених зовет своих родственников, они едут к родным невесты и договариваются.

Раньше, если родители невесты не соглашались, невесту воровали и увозили к себе. Прямо как в фильме «Кавказская пленница»! Потом родители невесты узнавали, где она, и пытались отбить, если жених совсем не подходил. Или принимали эту ситуацию.

Наше богатство

ok_fotoday / Shutterstock.com

У хакасов есть национальное женское нагрудное украшение – пого, древнее и уникальное. Его можно увидеть на некоторых каменных изваяниях Иней-тас, относящихся к окуневской культуре (II тыс. до н.э.). Пого имеет форму полумесяца с закругленными рожками, обтянуто плисом или бархатом. Согласно хакасским традициям, это дорогостоящее украшение готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. И по нему безошибочно можно было определить, зажиточная семья или нет.

Кстати

На лицевой стороне пого пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов – жемчужные пуговицы «узумчук». По нижнему краю – бахрома из бисерных снизок «силбирге» с мелкими серебряными монетками на концах.

Но главным богатством хакасских семей считаются не украшения. До сих пор у нас есть хорошая традиция – каждый должен знать свою родо­словную. И чем больше предков ты знаешь, тем внушительнее твой род. Историю рода передают из уст в уста: старейшины сажают перед собой детей и рассказывают историю семьи. А молодежь должна запоминать и еще экзамен о том, что запомнили, сдать. И наказ: в обязательном порядке все это передать своим потомкам. Вот это самое важное – знание своей истории, своих корней. Я, например, знаю свой род до 12-го колена. И обязательно передам эти знания своим детям и внукам.