Цифровая трансформация в российской электроэнергетике задает новые ориентиры

Структурная перестройка экономики в России создает новые возможности для развития сферы информационных технологий. Российские разработчики получают новые вызовы и новые возможности для укрепления глобального профессионального лидерства. Государство дает четкий сигнал – развитие цифровых технологий в приоритете.

Этот тренд развивают крупнейшие компании, внедряя российские разработки и вкладывая ресурсы в развитие цифровых технологий. Один из флагманов – электроэнергетика. Отрасль, накопившая уникальные инженерные компетенции, активно развивает ИТ. Например, крупнейший российский энергохолдинг РусГидро закрепил в качестве стратегического ориентира повышение эффективности основной деятельности за счет внедрения цифровых технологий. В рамках создания единого информационного пространства в энергохолдинге планируется повысить технологический уровень РусГидро до передовых мировых энергетических компаний, обеспечить развитие экологически чистых источников энергии – ГЭС и ВИЭ, переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, повысить точность и надежность данных, надежность и эффективность оборудования.

Основными направлениями трансформации станут информационная безопасность, дистанционное управление энергообъектами, цифровые сети и сбыт, технологии развития кадрового потенциала и др. Уже сегодня внедряются новейшие цифровые разработки. Например, единая интеллектуальная система учета электроэнергии на базе облачной платформы – это российская разработка, функционирует в периметре Группы РусГидро во всех 12 подконтрольных энергосбытовых и сетевых организациях в 12 субъектах РФ. Система значительно упрощает и ускоряет взаимодействие потребителей и энергокомпании: позволяет оперативно получать текущую и архивную информацию, работать с различными отчетными формами, система оснащена инструментами обратной связи. Она позволяет повышать эффективность энергосбытовой деятельности: оптимизировать внутренние процессы, повышать платежную дисциплину, снижать потери электроэнергии, в том числе за счет предотвращения неучтенного потребления. Каждому потребителю на всей территории присутствия РусГидро доступен электронный личный кабинет, за счет внедрения индивидуальной системы учета расширен его функционал и повышено качество взаимодействия. Клиенты в online-режиме видят свои объемы электропотребления, система имеет обширные аналитические возможности.

Сегодня в облачную платформу интегрированы данные интеллектуальных приборов учета, которыми компании Группы РусГидро оснащают потребителей в рамках реализации федерального законодательства. Ежегодно потребителям устанавливается порядка четверти миллиона «умных» счетчиков. Клиентоориентированный подход к взаимодействию с потребителями только за прошлый год позволил увеличить число абонентов, которые полностью перешли на дистанционные формы обслуживания, более чем в 5 раз.

Еще одна современная разработка энергетиков из РусГидро – тренажер виртуальной реальности, он создан для обучения и повышения квалификации оперативного персонала ГЭС. Он позволяет отрабатывать комплексные задачи, связанные с управлением и обслуживанием оборудования станций, с возможностью воссоздать любую ситуацию. Заложенная в VR-симулятор трехмерная модель виртуальной ГЭС, гибрид оборудования и устройств релейной защиты и автоматики Саяно-Шушенской и Воткинской ГЭС, содержит 9 локаций, необходимых для отработки оперативно-технологического управления. Тренировки проводятся по 26 базовым сценариям и реализованы в виде конструктора. Ежегодно 50% оперативного персонала, которому необходимо пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации, использует этот тренажерный комплекс.