С наступлением навигационного периода многотонные стальные труженики курсируют в верхнем бьефе Вилюйского водохранилища. В этом году к водолазному боту «Нептун», дежурившему долгую зиму в подводящем канале Вилюйской ГЭС, после профилактического ремонта, ходовых и швартовых испытаний присоединились еще два катера – «Диомид» и «Нептун‑2».
В составе эксплуатационного флота станции работают пять служебно-вспомогательных катеров (но два из них – в резерве на консервации) и одна баржа СГ‑200. Баржу обычно используют как строительную плавучую платформу при выполнении ремонтов напорного фронта и для транспортировки посторонних объектов при очистке подводящих каналов.
Секрет долголетия
Катера сконструированы еще в послевоенное время для нужд ВМФ и народного хозяйства по проекту Р‑376. В народе их любовно зовут «ярославцы» – по названию предприятия, на котором они были впервые произведены. По уровню надежности катера отлично себя зарекомендовали. Самому «младшему» – 29 лет, но, как отмечают сотрудники плавсостава, для такого судна это не возраст. «Старшему» – 53 года. Он тоже в отличном состоянии и продолжает успешно функционировать. Секрет долголетия судов не только в том, что они добротно сделаны – во многом это заслуга экипажей. У каждого катера есть капитан и механик – опытные профессионалы своего дела.– Наш трудовой день начинается, как у всех, с прохождения целевого инструктажа и осмотра судна, – рассказывает капитан судна «Диомид» Вадим Будков. – Порядок и исправность – приоритет. В зависимости от плана работ осматриваем акваторию в приплотинной зоне, боновые заграждения, особенно это важно в период сброса воды. Вместе с представителями научных учреждений, различных комиссий проверяем сооружения и берега водохранилища.
Кстати
Плавсостав и в холодное время года обеспечивает ледовые разведки и обследования территории верхнего бьефа, очистку подводящих каналов от мусора, осмотры сооружений напорного фронта.
Под водой
Частые участники ремонтных работ на гидроузле – профессиональные водолазы из специализированных подрядных организаций. Они очищают от наносов пороги затворов, проверяют правильность их установки в пазы, обследуют состояние подводной части гидротехнических сооружений, по результатам осмотра при необходимости производят подводно-технические ремонтные работы. Бывает, что погружаться приходится на глубину свыше 45 метров.Для обеспечения безопасности при проведении подводных работ на борту «Нептуна» установлена барокамера – для проведения лечебных мероприятий в случае возникновения у водолазов декомпрессионной болезни при резком изменении атмосферного давления.
– Был в нашей истории и трудовой подвиг, – вспоминает начальник гидротехнического цеха Евгений Бычков. – Около 15 лет назад пришлось поднимать из отводящего канала затонувший катер весом более 25 тонн, загородивший отсасывающие трубы на ГЭС‑1. Тогда руководитель водолазов Вячеслав Маратаев отважился в обычной тяжелой «трехболтовке» (водолазном костюме. – Прим. ред.) спуститься на глубину около 15 метров. Он практически на ощупь зацепил судно с четырех сторон «пауком» для подъема. При этом катер в любую секунду мог опрокинуться... Но все получилось.
Водолазный бот «Нептун».
Связанные одной целью
Плавсостав – важная, но не единственная часть гидроцеха. Помимо водников, есть еще три подразделения: участок эксплуатации и содержания водохранилища, участок антикоррозийной защиты оборудования и обслуживания помещений, а также группа наблюдений, осуществляющая технический надзор за надежностью и безопасностью гидросооружений. Штатный состав гидроцеха – 57 работников. Зона контроля обширная – все сооружения гидроузла, включая плотину, водоприемники, дренажные системы, водоводы и водосброс, все здания и территория с ее обширной инфраструктурой. Фронт работ у работников разный, но цель одна – обеспечение безопасности и надежного функционирования Вилюйской ГЭС.Для гидроцеха лето в Якутии – жаркое вне зависимости от погоды: в это время проходят плановые ремонты основного оборудования.
Спуск для осмотра конуса отсасывающей трубы Вилюйской ГЭС-1. Фото из архива пресс-службы Якутскэнерго.
Погружение в ремонт
Одни из наиболее сложных – работы в проточных трактах ГЭС, то есть каналах, по которым протекает вода, непосредственно взаимодействующая с гидротурбиной. Конструкция непростая, ведь ее основная часть находится под водой. В процессе задействованы все участки цеха. Группа наблюдений производит осмотры проточной части, оценивает текущее состояние, намечает объем работ. Участок эксплуатации и содержания водохранилища вместе с машинным цехом занимается осушением проточной части агрегатов, производит цементацию пустот заоблицовочной части и ремонт бетона. Участок антикоррозийной защиты восстанавливает защиту металлической облицовки тракта, сороудерживающих решеток и затворов.Работы приходится выполнять в трудных условиях. Несмотря на то что тракт осушается, повышенная влажность вынуждает проводить ремонт при недостаточной освещенности – недопустимо использование осветительных приборов напряжением более 12 В. Дискомфорт создает и замкнутость пространства. Кроме того, специфика конструкции проточного тракта включает в себя разные уровни высоты. Персоналу приходится спускаться по отвесной веревочной лестнице в отсасывающие трубы на глубину до 15 метров и подниматься к порогам затворов на высоту до 36 метров.
Климат Якутии – серьезное испытание не только для людей, но и для оборудования и сооружений. Резкие колебания температуры способны в считаные годы износить любой материал. Поэтому персонал гидротехнического цеха непрерывно и тщательно следит за исправностью водного транспорта, оборудования, антикоррозийной защитой металлоконструкций, состоянием сооружений уникальной гидроэлектростанции – самой первой из построенных на вечной мерзлоте.
Если представить, что гидроузел Вилюйских ГЭС‑1 и ГЭС-2 – единый живой организм, то работу гидроцеха можно сравнить с работой врача, который постоянно следит за состоянием пациента и принимает меры по его выздоровлению.