Защита от перелива

Строители Зарамагской ГЭС-1 приступили к проходке противоаварийного водосброса. Работы ведутся в сложных горно-геологических условиях. К настоящему моменту проходка по горизонтальной части составляет 26 м, по вертикальной – 18 м.

Противоаварийный водосброс – одно из важнейших гидротехнических сооружений станции. Он обеспечивает безаварийную работу бассейна суточного регулирования, исключая перелив из чаши БСР. В случае отказа работы затворов на головной Зарамагской ГЭС и ГЭС-1, при резком заполнении чаши бассейна на определенной отметке, происходит автоматический слив воды через воронку в противоаварийный водосброс, который, в свою очередь, сбрасывает воду в реку Ба ддон. Проп ускна я способность противоаварийного водосброса Зарамагской ГЭС-1 – до 70 м³/с. Сооружение масштабное: длина вертикальной части (шахты) – 80 м, горизонтальной – 540 м, сечение – 24 м². Для предотвращения разрушения гранитного склона на концевом участке водосброса проектом предусмотрен трамплин, благодаря которому сбрасываемая вода будет рассеиваться. Таким образом гасится энергия потока.

– Особенность строительных работ состоит в том, что мы работаем со сложной горной породой: это средние грунты, разрыхленные трещиноватые граниты, – пояснил руководитель Северо-Осетинского структурного подразделения УК ГидроОГК-Юг Александр Босиев. – Через каждый метр проходки после буровзрывных работ необходимо быстро приступать к бетонированию сооружения, чтобы минимизировать последствия осыпания породы. Это очень сложный процесс, который доверен только специалистам высокой квалификации – горнопроходчикам 5-го и 6-го разрядов. Все работы по проходке вертикальной и горизонтальной частей аварийного водосброса выполняет ООО «Транскамстрой-Сервис».

При строительстве аварийного водосброса специалисты расширят и облагородят дорогу, ведущую в селение Бад, поскольку существующая узкоколейка опасна и неудобна для местных жителей и ограничивает проведение строительных работ. На определенном участке дороге также соорудят 80-метровую галерею – искусственный бетонный тоннель, который обезопасит дорогу в случае сброса воды. Окончание этого проекта запланировано через год, в сентябре 2018 года. Пуск станции намечен на конец ноября 2018 года.