Где уникальные проекты, там ВНИИГ

Накануне ежегодной отраслевой Научно-технической конференции и в преддверии 100-летия Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Б. Е. Веденеева мы побеседовали с его генеральным директором Романом Орищуком о текущих проектах и дальнейших планах одного из ведущих отраслевых научных центров России.

– В этом году традиционная научно-техническая конференция РусГидро «Гидроэнергетика. Гидротехника. Новые разработки и технологии» впервые будет транслироваться в режиме онлайн. Чем, помимо формата, она будет отличаться от предыдущих НТК?

– Действительно, мы в этом году по понятным причинам решили проводить НТК в онлайн-формате. И для того чтобы она была максимально эффективной и интересной для всех участников, несколько изменили структуру и форму работы мероприятия. Так, например, основной акцент будет сделан на рассмотрении и обсуждении прикладных практических вопросов, по итогам обсуждения которых в рамках конференции должны быть выработаны решения и предложения по дальнейшему развитию отрасли. В частности, в рамках конференции пройдет 11 круглых столов с охватом широкого круга тем – от специализированных вопросов, связанных с организацией производства работ на строительной площадке или с повышением эффективности тепловых станций, до наших молодежных программ развития кадрового потенциала. Также среди тем – применение новых методов, технологий, оборудования для оценки технического состояния ГТС и их элементов, внедрение новых технологий мониторинга, безопасность гидротехнических сооружений. Считаю, что предложенные к рассмотрению и обсуждению темы крайне важны и интересны для специалистов, работающих в области гидроэнергетического и гидротехнического строительства и в смежных направлениях.

– Какие вопросы, по вашему мнению, наиболее важны для обсуждения экспертным сообществом?

– Мы все хорошо понимаем, что стратегическим направлением для государства и нашей компании является развитие Дальнего Востока. Поэтому вопрос, связанный с повышением эффективности тепловых станций, весьма актуален для РусГидро, особенно с учетом планируемой модернизации объектов теплогенерации.

Не менее интересны вопросы мониторинга технического состояния эксплуатирующихся гидротехнических сооружений с использованием новых современных цифровых технологий. Обеспечение безопасности ГТС – это тоже актуальная тема, которая стоит на повестке дня у всех собственников таких объектов. Еще один важный вопрос – организация производства бетонных работ на площадке. Его решение позволит уже на первых этапах строительства обеспечить качественное выполнение работ, их высокую интенсивность. В целом мы подошли к формированию программы конференции таким образом, чтобы каждая тема круглого стола была интересна для того или иного специалиста в конкретной области.

– Какие основные задачи преследуют подобные мероприятия? Ждете ли вы каких-то решений, которые позволят вывести научную мысль на новый уровень?

– Мы хотим в первую очередь организовать обмен мнениями профессионалов и в рамках нашего обсуждения обеспечить выработку таких решений, которые позволили бы повысить эффективность принимаемых решений на всех этапах жизненного цикла наших тепло- и гидроэлектростанций. Такой прикладной практический подход позволит привлечь заинтересованное отраслевое сообщество к решению актуальных вопросов развития энергетической отрасли в целом. Совместно мы сможем наметить планы на ближайшую перспективу по внедрению лучших практик, которые уже опробованы либо в нашей отрасли, либо за ее пределами, но могут быть адаптированы и применены у нас.

Справка

Родился 28 марта 1979 года.

Образование: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, аспирантура ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева.

Карьера: с 2002 года ведет производственно-научную деятельность во ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, где прошел путь от инженера до генерального директора.

Ученая степень: кандидат технических наук.

Стимул для развития

– По итогам I полугодия 2020 года 65% доходов институту принесли внешние заказы. Это результат целенаправленной стратегии или, можно сказать, повезло?

– Везения без усилий не бывает. Мы изначально были нацелены доказать нашей материнской компании, что услуги, которые оказывает институт, находятся «в рынке». Ведь если у нас высокая доля внешних заказов, значит, мы востребованы. И для потенциальных заказчиков вне контура РусГидро это тоже показатель. Одно дело, когда ты являешься узкоспециализированной научно-исследовательской организацией, которая решает частные задачи и работает внутри одной компании. И совсем другое, когда ты способен предоставлять услуги как в области гидротехнического и гидроэнергетического строительства, так и в смежных отраслях, например, строительства уникальных зданий и сооружений. При этом наша работа с внешними заказчиками создает дополнительные условия для развития, стимулируя внутриотраслевой и межотраслевой обмен лучшими практиками, опытом, знаниями.

– Как институту удалось добиться высокой доли внешних заказов, в чем секрет – сильный маркетинг, личные связи или уникальность компетенций?

– Прежде всего, мы применяем комплексный подход в решении тех или иных инженерных задач, и я не знаю сегодня ни одной организации, которая могла бы предложить аналогичный цикл научно-проектного обоснования принимаемых технических решений. Так, например, выполнение работ на каком-либо сложном объекте мы начинаем с разработки программы инженерных изысканий и сопровождения производства изыскательских работ, ведем сопровождение отбора грунтов для проведения дальнейших лабораторных исследований, в ходе которых определяем их необходимые характеристики. По результатам этой работы, также в стенах нашего института, выполняем расчетные обоснования самих проектируемых сооружений или отдельных конструктивных узлов, элементов конструкции. Если есть такая необходимость, разрабатываем спецтехусловия.

Следующий этап – выпуск конструкторской документации. Таким образом, мы закрываем комплекс работ на всех этапах разработки проекта. А дальше ведем сопровождение строительства вплоть до ввода объекта в эксплуатацию. При этом мы нацелены на достижение того результата, которого от нас ожидает заказчик, и ведем работы, четко понимая, что ему нужно при разработке проекта и обеспечении строительства. Такой подход снижает риски реализации проекта для нашего заказчика и позволяет нам достаточно уверенно чувствовать себя на рынке.

На чем я бы хотел сделать акцент: такую работу мы ведем по уникальным объектам, требующим нестандартного подхода. И здесь нет конкуренции с проектными институтами РусГидро. Они решают свои задачи, ВНИИГ – свои, научно-технические. И зачастую мы работаем плечом к плечу.

– С какими внешними заказчиками вы сотрудничаете?

– Работаем на тепловых и атомных электростанциях, на объектах освоения шельфовых месторождений. Решаем вопросы по гидротехническим сооружениям горнодобывающих и горнообогатительных предприятий. Так или иначе мы задействованы практически во всех проектах сооружения уникальных объектов в нашей стране. И это позволяет накапливать опыт и внедрять лучшие практики уже в нашей отрасли – обеспечивать своеобразный трансфер технологий.

– Вы упомянули несколько отраслей. С какими заказчиками сложнее всего работать?

– Тут уместно говорить не о сложностях, а об определенных нюансах взаимодействия. Например, международные компании применяют несколько иные подходы к выбору подрядчика, обоснованию стоимости услуг. В частности, больше внимания уделяется аудиту квалификации сотрудников и технического оснащения лабораторий, наличию современных программно-технических средств. Заказчик в первую очередь изучает возможности потенциального исполнителя качественно выполнить поставленные задачи, и лишь затем стоимость оказываемых услуг. Возможно, для кого-то это выглядит несколько непривычно, но, на мой взгляд, вполне логично, и мы успешно работаем и в таких условиях.

– На каких международных рынках вы работаете?

– В первую очередь, это страны СНГ. Например, плотно работаем с Республикой Казахстан. Есть заказчики и за пределами Содружества. В частности, мы заключили договор с Asarel Medet – одной из крупнейших болгарских компаний, которая занимается добычей медных руд. Помогаем ей решать вопросы, связанные с обеспечением безопасности ГТС хвостохранилищ.

– В разных странах и регионах действуют свои стандарты. Как вы решаете эту проблему?

– Наш институт может выполнять работы не только по российским, но и американским, европейским стандартам. Наши лаборатории оснащены необходимым сертифицированным оборудованием и приборами для выполнения широкого спектра исследований и испытаний.

Hand Head Skills

– Расскажите, пожалуйста, про участие ВНИИГ в подготовке молодых специалистов для отрасли.

– У нас выстроено тесное взаимодействие с Санкт-Петербургским политехническим университетом им. Петра Великого по подготовке квалифицированного персонала для нашей отрасли. Так, в лабораториях нашего института у студентов проходят практические занятия, на которых будущие молодые специалисты могут знакомиться с современными подходами к проведению исследований, с физическим моделированием гидравлических процессов, механикой грунтов, геотехникой и пр. Начиная со старших курсов, студенты осваивают навыки, которые им предстоит ежедневно применять в своей профессии. Также мы формируем прикладные тематики выпускных работ для бакалавров и магистров, что позволяет им глубоко погружаться в отраслевую тематику.

С сентября этого года мы ввели целевые стипендии в рамках подготовки отраслевых специалистов – гидротехников и гидроэнергетиков, что станет дополнительным стимулом для амбициозных ребят.

Кроме того, благодаря лицензии на ведение образовательной деятельности мы осуществляем подготовку кадров высшей квалификации. Сейчас в нашей аспирантуре учатся 25 человек. У нас работает диссертационный совет. То есть мы достаточно глубоко вовлечены в образовательную деятельность. Рассчитываем, что именно такой подход – работа вуза в связке с прикладным научно-исследовательским институтом – еще более повысит качество подготовки специалистов.

– Ваша стратегия приносит плоды? Молодежь приходит в отрасль или это такая работа на долгосрочную перспективу?

– Мы видим положительный эффект. Растет число студентов, которые хотели бы пройти у нас практику, и мы в этом тоже крайне заинтересованы, поскольку это возможность вовлечь наиболее перспективных и талантливых в трудовую деятельность в стенах нашего института. Безусловно, такая работа полезна и нам, и отрасли, и самим студентам.

– Практика – это хорошо, а на работу к вам они охотно идут?

– Кадровый голод на сегодняшний момент – самая большая проблема, особенно по определенным позициям. Например, сотрудник лаборатории, которая проводит исследования на физических моделях, должен быть не только высококлассным специалистом в области гидравлики, но и участвовать в строительстве самих моделей. Мы сейчас как раз активно ищем молодых специалистов, которые могли бы работать не только головой, но и руками.

– Как можно мотивировать современных молодых людей?

– В качестве примера могу привести свою историю. В отрасли я оказался случайно. Изначально видел свое будущее в промышленно-гражданском строительстве, но пришел на гидротехнический факультет Санкт-Петербургского политеха, в группу гидроэнергетического строительства. Для меня отправной точкой в смене профориентации стало понимание того, что энергетика, и гидроэнергетика в частности, является ключевой отраслью в государственном развитии, она востребована сейчас и на долгосрочную перспективу. Мне кажется, что нашим студентам как раз не хватает осознания того, что наше направление работы очень привлекательно с точки зрения профессионального и карьерного роста. Поэтому мы стараемся объяснить ребятам, что здесь есть все возможности для самореализации.

Из прошлого в будущее

– В следующем году ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева будет отмечать 100-летие. Отличный повод не только подвести итоги, но и определить цели и задачи на будущее.

– В сегодняшних условиях сложно что-то прогнозировать. Хотя если оглянуться назад, то можно увидеть, что даже в самые непростые времена нам удавалось сохранить и сам институт, и направления, которые были профильными с момента его зарождения. Это немаловажный факт, которым мы гордимся. Наша задача – продолжать развиваться, чтобы отвечать самым современным отечественным и международным требованиям в части выполнения исследовательских, опытно-конструкторских работ.

– Современные разработки предполагают наличие новейшей технической базы. Что делается в этом направлении?

– Благодаря РусГидро у нас запущена программа комплексной модернизации лабораторно-производственного комплекса. Она рассчитана на пять лет, к реализации мы приступили два года назад. Всего планируем инвестировать свыше 400 млн рублей, для этих целей используем средства из нашей прибыли. По завершении получим пять новейших лабораторий, оснащенных современными исследовательскими комплексами, приборной базой. Это лаборатории: «Фильтрационных исследований», «Технология бетона», «Гидравлика и ледотермика», «Системы технического водоснабжения ТЭС и АЭС», «Механика грунтов и геотехника». На сегодня выполнена модернизация первой лаборатории, она в полном объеме введена в эксплуатацию. Работы по модернизации второй планируем завершить в следующем году.

– Какие направления вы считаете наиболее перспективными для развития института?

– Востребованы услуги по созданию и внедрению современных технических средств мониторинга состояния гидротехнических сооружений, разработке региональных программ по ремонту, реконструкции, модернизации ГТС, в первую очередь муниципальных. Также мы активно занимаемся модернизацией теплоэнергетических объектов, совершенствованием систем гидрозолоудаления. Институт практически с момента своего создания решает вопросы технического водоснабжения тепловых, а также атомных электростанций, и это направление по-прежнему остается актуальным.

Есть ряд направлений, которые требуют от нас дополнительных проработок с использованием накопленного профессионального опыта и потенциала. Например, внедрение новых для нашей отрасли композитных материалов – мы готовы предпринимать шаги для развития компетенций в этом вопросе.

– Как продвигается ремонт исторического здания, в котором расположен ВНИИГ?

– Главный корпус института введен в эксплуатацию еще в 1932 году и является объектом культурного наследия. Это накладывает определенные ограничения на проведение ремонтных работ, которые приобрели титул реставрационных. Они планомерно осуществляются уже в течение двух лет. Задача достаточно сложная и нетривиальная, ведь при строительстве и отделке применялись специфические материалы, которые сегодня недоступны. Тем не менее мы ожидаем завершения всех работ по реставрации корпуса, приведению в порядок внешнего вида нашего института как раз к юбилею. Это будет самый главный подарок для сотрудников и наших гостей.

Кстати


Цифровой двойник

Сегодня практически все гидроэлектростанции РусГидро оснащены информационно-диагностическими системами, которые позволяют в автоматизированном режиме собирать и обрабатывать информацию о техническом состоянии ГТС. Это один из ключевых элементов обеспечения безопасности. В то же время контрольно-измерительная аппаратура, которая была установлена еще в процессе строительства энергообъекта, с течением времени выходит из строя – ее стандартный срок службы просто-напросто меньше. Для качественной оценки технического состояния энергообъектов ВНИИГ разрабатывает новый подход к мониторингу ГТС с использованием математических моделей. Данные из информационно-диагностической системы загружаются в математическую модель объекта, которая, в свою очередь, дает картину по состоянию сооружения и передает необходимый объем информации обратно. Налаживание взаимного обмена информацией позволяет говорить о создании так называемого цифрового двойника. Институт уже наработал некоторое количество детальных математических моделей, и сейчас основная задача – решить вопрос их совместной работы с соответствующей информационно-диагностической системой как единого комплекса.

ЦИФРЫ

65%

доходов института по итогам I полугодия 2020 года составили внешние заказы

400 млн руб.

планируется инвестировать в модернизацию лабораторно-производственного компекса