ЦИФРЫ
На реализацию Стратегии до 2024 года будет направлено около
Ожидаемый эффект от внедренных инициатив должен составить не менее
на каждый вложенный рубль.
Стратегия цифровой трансформации – часть утвержденной в этом году общей Стратегии развития РусГидро с перспективой до 2035 года. Стремительное развитие технологий создает условия, при которых цифровая трансформация в энергетической отрасли, и Группе РусГидро в частности, становится не просто важным, но фактически неизбежным событием.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ:
повысить эффективность генерации, передачи и распределения электрической и тепловой энергии, сбытовой и научно-проектной деятельности, капитального строительства и ремонтов за счет внедрения цифровых технологий и цифровизации системы управления при сохранении требуемого уровня надежности и безопасности.
Для ее достижения предстоит решить четыре ключевые задачи:
1. Сформировать единое информационное пространство Группы РусГидро;
2. Обеспечить соответствие технологического уровня Группы уровню передовых мировых и отечественных энергокомпаний;
3. Повысить энергоэффективность генерации и передачи электрической и тепловой энергии, в том числе сократить расходы на собственные нужды и потери в сетях;
4. Поддерживать процессы развития экологически чистых источников энергии, включая генерацию с использованием ветра, солнца, геотермальной энергии.
ЦЕЛЕВАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ РУСГИДРО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
БЫСТРЫЕ ПОБЕДЫ И ИГРА ВДОЛГУЮ
Стратегия предусматривает краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. В ближайшей перспективе (в течение года) Группа РусГидро должна повысить эффективность производственной деятельности с точки зрения управления мощностями, планирования выработки и отпуска, накопления/балансировки энергии, проектирования и строительства объектов, а также внедрить цифровые технологии и процессы управления жизненным циклом активов, эксплуатацией объектов, проектированием и инжинирингом.
В горизонте пяти лет нам предстоит реализовать ключевые мероприятия цифровой трансформации:
• Обеспечить надежное и бесперебойное функционирование объектов Группы и устойчивое производство электроэнергии благодаря повышению качества ИТ-услуг и предоставлению информационной поддержки принятия решений в ключевых областях деятельности РусГидро;
• Объединить информационное пространство Группы, включая дальневосточные активы;
• Повысить эффективность эксплуатации цифровых систем и создания новых цифровых услуг.
В долгосрочной перспективе – к 2030 году – внедрение Стратегии должно обеспечить цифровое лидерство Группы за счет внедрения передовых решений.
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Возглавлять внедрение Стратегии цифровой трансформации будет заместитель Генерального директора – руководитель Аппарата Председателя Правления РусГидро Александр ЧАРИКОВ, курирующий в том числе ИТ-блок компании. В структуре Департамента информационных технологий выделено специальное управление цифровой трансформации – центр компетенций, сотрудники которого и будут координировать реализацию Стратегии.
Энергетическая отрасль стремительно меняется, переходя от традиционных моделей к новым, в которых используются значительные объемы распределенной генерации и накопителей, в энергобалансе растет доля ВИЭ, масштабно используются цифровые технологии. При этом рынки становятся децентрализированными, инфраструктура – интеллектуальной, а потребители переходят к активным моделям поведения, когда они не только потребляют, но и хранят и даже генерируют электроэнергию. И для нас критически важно идти в ногу с этими изменениями. Цифровая трансформация затронет практически все аспекты деятельности Группы и ее подконтрольных организаций, все технологические процессы, вопросы обеспечения безопасности и корпоративной культуры. Иными словами, нам предстоит огромный объем работы, и мы к этой работе готовы.
БЕСПИЛОТНИКИ, РОБОТЫ-КОЛЛЕКТОРЫ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Дорожная карта Стратегии включает 49 инициатив, охватывающих удаленное управление энергообъектами, цифровой сбыт, развитие цифровой инфраструктуры и другие важнейшие аспекты работы Группы. В частности, трансформация управления генерирующими активами подразумевает внедрение дистанционного управления оборудованием электростанций без постоянного присутствия оперативного персонала. Для проведения оценки ВЛ и планирования работ по расчистке и расширению просек будут широко использоваться беспилотные летательные аппараты. Клиентов сбытовых компаний Группы будет обслуживать виртуальный ассистент, внедренный в мобильное приложение, а к работе с должниками планируется привлечь робота-коллектора. Реальные роботы из пластика и металла будут встречать посетителей ЕРИЦ.
Отдельный блок мероприятий посвящен цифровым технологиям развития кадрового потенциала. Он включает создание мобильного решения для оперативного персонала с применением технологий дополненной реальности, системы видеоаналитики для охраны труда и виртуальной системы подготовки оперативного персонала.
ВНЕДРЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЗВОЛИТ
к 2024 году:
• не менее чем на 3% снизить технические и коммерческие потери электрической энергии в электрических сетях;
• до 70% довести долю затрат на российское программное обеспечение;
• до 2000 человек довести число работников на опасном производстве, оснащенных цифровыми носимыми устройствами для обеспечения безопасности;
• до 60% довести долю руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровых технологий;
• на 5% снизить капитальные затраты.
к 2030 году:
• не менее чем на 5% снизить технические и коммерческие потери электрической энергии в электрических сетях;
• на 11,841 млрд рублей снизить операционные затраты.
Ключ к успешной цифровой трансформации – кадровый потенциал компании. Поэтому целый раздел Стратегии посвящен персоналу, его компетенциям и культуре. Мы все привыкли пользоваться гаджетами для общения и работы, так что нередко уровень цифровой зрелости работников выше, чем уровень цифровизации отдельных производственных процессов. Наша задача – сделать так, чтобы у коллег появилась возможность использовать накопленные «в быту» цифровые компетенции и трудовой опыт при выполнении своих ежедневных задач. Конечно, цифровая трансформация отразится на каждом сотруднике, предоставляя возможность реализовать свой потенциал, получить новые знания и компетенции и в конечном итоге внести свой вклад в достижение целей компании.