Дело в практике

Развитие внутренних экспертов и популяризация практик наставничества являются одними из приоритетов кадровой политики РусГидро. В компании накоплен значительный опыт реализации наставничества и существует множество эффективных практик, которые можно использовать на других предприятиях Группы. «Вестник» начинает публикацию серии материалов о тех проектах и подходах, которые подтвердили свою эффективность.

Наставники – детям

«Уроки энергобезопасности в старших группах дошкольных образовательных учреждений города Зеи «Добрый ток»

Основная цель уроков энергобезопасности – свести к минимуму случаи травматизма у детей, связанные с поражением электрическим током. К проекту я привлек работников станции – это и родители, чьи дети посещают детские сады, и молодые специалисты.

Лидер практики: Денис Зименс

начальник отдела управления персоналом Зейской ГЭС

Многие предприятия РусГидро ведут просветительскую работу среди детей. На Зейской ГЭС подошли к проведению профилактических мероприятий основательно. Начали с того, что работники станции, желающие принять участие в работе с детьми, прошли отбор и подготовку.

ЗАГАДКА

В полотняной стране,
По реке-простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать

Затем были разработаны программа уроков, сценарий, визуальные и раздаточные материалы – с учетом возраста детей и специфики усваивания ими информации, чтобы обучение прошло максимально эффективно,, и дети поняли, про что им рассказывают взрослые. Так, дошкольникам в игровой форме рассказывают о том, как электрический ток попадает в дома, как правильно обращаться с электроприборами и люди каких профессий работают в энергетике. Проект прошел согласование с городским отделом образования.

Чтобы не утомить детей и превратить урок в приключение, сценарий получасового занятия включает в себя подвижные игры (например, дети изображают линию электропередачи или поезд). Ребята отгадывают загадки, проводят лабораторные опыты. Им дают возможность подержать в руках каски, перчатки, провода различного сечения, эбонитовую палочку и другой реквизит, что помогает сделать занятие запоминающимся. После проведения тематического урока среди детей проводится конкурс рисунков по теме электробезопасности.

Урок энергобезопасности в детском саду Зеи.

Разбор полетов

«Программа «Я – наставник»

Когда создавался Общий центр обслуживания, одновременно возникла необходимость быстро адаптировать новых людей, которые приехали из разных регионов, а также создавать, стандартизировать и автоматизировать бухгалтерские процессы и сразу же учить работать по-новому. Справиться с этой задачей помогли наставники, которые поняли, что развивать других – это не тяжелая ноша, а благодарный труд.

Лидер практики: Ольга Лебедева

главный специалист Группы обеспечения операционной деятельности РусГидро ОЦО – «Запад»

Чтобы стать наставником в ОЦО, необходимо соответствовать ряду критериев – одного желания недостаточно, требования предъявляются к квалификации и опыту, необходимо владеть спецификой учета и обладать навыками работы в ИТ-системах компании.

Получив согласие непосредственного руководителя, будущий наставник может пройти шестичасовой обучающий курс и сдать тест. Во время обучения он знакомится с основными инструментами организации корректного взаимодействия с подопечными, в том числе как проводить личные встречи, правильно ставить задачи перед стажером и давать обратную связь.

Например, наставнику предлагается использовать технологию «Объясни. Покажи. Дай сделать», которая предусматривает после выполнения задачи разбор действий обучаемого. После завершения обучения наставник изучает Положение об адаптации.

Такой подход позволяет наставникам повысить свои педагогические навыки и качественно готовить стажеров, что в итоге сказывается на скорости их подготовки и дальнейшей эффективной работы. Далее за наставником закрепляют новых сотрудников. Если наставник ведет одновременно двух новичков, то после завершения их адаптационного периода по ходатайству руководителя он получает материальное поощрение.

Как организовать

«Внутрифирменное сообщество –молодежное объединение «Энергия»

В процесс наставничества, организованного в Якутскэнерго, вовлечены все руководители, начиная с Генерального директора. Это позволяет передавать не только навыки и компетенции, но и корпоративные ценности. А большое разнообразие направлений деятельности молодежного движения дает возможность каждому найти проект по душе.

Лидер практики: Евгения Ефременко

ведущий специалист службы охраны труда Якутскэнерго

МО «Энергия» создано на базе корпоративного и профсоюзного объединений. В его составе более 3,5 тыс. работ­ников Якутск­энерго, которые занимаются организацией и проведением мероприятий по направлениям «Технологическое лидерство», «Профессионализация», «Здоровье и безопасность», «Создание комфортной среды в регионах присутствия РусГидро» (в соответствии с направлениями проек­тов Сообщества молодых работников Группы РусГидро). Каждое направление курирует один работник, входящий в единый орган – правление молодежного объединения.

В объединение входит 10 молодежных советов, организованных в каж­дом филиале и дочернем обществе ­Якутскэнерго. Ежегодно формируется план мероприятий: интеллектуальные турниры, международные и всероссийские форумы и конкурсы, проекты в области безопасности труда и охраны здоровья, соревнования профмастерства. Активисты проводят занятия, квесты, брейн-ринги для школьников и малышей. Также в зависимости от направления деятельности члены объединения устраивают празднования важных дат, благотворительные акции и спортивные события. За участие или проведение молодежные советы на местах получают баллы согласно действующей рейтинговой системе. На их основании по итогам года выбирается лучший молодежный совет Якутскэнерго.

Такой системный подход к организации дает четкое распределение задач, а соревновательность между советами внутри объединения помогает в реализации всех запланированных мероприятий на высоком уровне.

Участники молодежного объединения на встрече с руководством компании.

СПРАВКА

Для выявления лучших практик был проведен конкурс «Энергия наставничества». В его рамках прошли соревнования по направлениям «Лучшая практика организации наставничества» (состязание практик предприятий) и «Лидер практики наставничества» (индивидуальный зачет среди наставников). По его результатам были определены лучшие решения для тиражирования.

В процессе обучения

«Реализация программ по привлечению молодежи в гидрогенерирующую отрасль и повышению компетентности работников РусГидро и подконтрольных организаций»

В проводимой работе хочу отметить большой вклад Бориса Некшина, заместителя руководителя ВУЦ, в прошлом руководителя оперативной службы Волжской ГЭС. В качестве наставника-­педагога с большим жизненным и профессиональным опытом он помогает молодежи получить полное представление о профессии энергетика, о задачах, которые предстоит решать, об ответственности, обязанностях и требованиях, возлагаемых профессией.

Лидер практики: Наталья Арванитаки

руководитель Волжского учебного центра Корпоративного университета гидроэнергетики

Помогать работникам энергохолдинга совершенствовать навыки в рамках программ переподготовки и повышения квалификации – задача учебных заведений РусГидро. К организации обучения сегодня предъявляются высокие требования – от уровня квалификации преподавателей, в том числе приглашенных, до использования в процессе обучения вовлекающих форматов.

При создании учебных программ сотрудники ВУЦ во главу угла ставят их практическую ценность: «учащиеся» должны не просто получить новые знания, но и понимать, как их применить в реальной жизни. Поэтому среди форматов обучения ­активно ­используются мастер-классы, на которых демонстрируются реальные образцы оборудования и техники. Еще один эффективный инструмент – решение кейсовых ситуационных заданий. Что касается теоретических занятий, то обязательная задача лекторов – вовлечение аудитории в процесс через вопросы, обмен опытом среди слушателей.

Важное значение имеет оснащение учебных площадок. Так, у ВУЦ есть учебно-­тренировочный полигон РЗА, где используется современное оборудование и созданы условия, приближенные к реаль­ному производству.

ВУЦ также практикует проведение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации оперативного персонала с выездом непосредственно на филиалы РусГидро – так наставники сами расширяют свои знания о работе энергообъектов компании, а их подопечные получают дополнительные компетенции без отрыва от производства.

Кроме того, педагоги ВУЦ проводят профориентационные мероприятия для школьников и студентов. Они включают в себя факультативные занятия в рамках учебной программы Центра карьеры РусГидро по подготовке студентов филиа­­ла НИУ «МЭИ» в Волжском, консультации студентов во время написания дипломных проектов и работ, помощь в подготовке проектов для всероссийских технических конкурсов и конференций. Это позволяет выявлять талантливую молодежь, обеспечивает лояльность подрастающих специалистов к компании.

Обучение по программе повышения квалификации для работников служб РЗА.