Ветераны-гидростроители говорят, что Саратовская ГЭС должна была стать самой неказистой гидростанцией в стране – в силу конструктивных особенностей: в машинном зале – приземистая съемная кровля, а невысокая земляная плотина самой низконапорной равнинной ГЭС – без архитектурных изысков. Но в отделку станции строители вложили душу, применив современные для своего времени материалы, найденные в местных месторождениях – и Саратовская ГЭС стала одной из самых изящных и светлых гидростанций, абсолютно оправдывая название «седьмой жемчужины на Волге».
Строительство началось 5 июня 1956 года, но первый бетон в основание фундаментной плиты здания ГЭС уложен в июле 1962-го. 1967 год оказался решающим: в июне в шахту агрегата было спущено первое рабочее колесо наибольшего в мире (на тот момент) диаметра 10,3 м, в сентябре – установлены ротор и статор первой пусковой машины. Котлован Саратовской ГЭС был затоплен 14 октября, 2 ноября состоялось перекрытие Волги. 2 января 1968 года Саратовская ГЭС была включена в Единую энергосистему страны. В ноябре 1971 года подписан государственный акт о приемке ГЭС в промышленную эксплуатацию. С этого времени началась уже не строительная, а рабочая биография ГЭС.