Школа лучших

15 марта начался конкурсный отбор в XIV Летнюю энергетическую школу РусГидро. Профориентационному проекту РусГидро уже более 13 лет. За это время в нем приняли участие более 280 старшеклассников. «Вестник» пообщался с молодыми специалистами Группы РусГидро, для которых ЛЭШ стала мотиватором на пути в энергетику.

ЦИФРЫ

За 13 лет

проведения Летней энергетической школы


Из 289

выпускников


167

обучаются в вузах по профильным специальностям


17

работают в компаниях энергетической отрасли


9

работают в Группе РусГидро




О Летней энергетической школе я узнал во время обучения в Энергоклассе РусГидро в Черемушках. В 2013 году ЛЭШ проходила в Угличе. Общее впечатление могу описать как взрыв эмоций: новое место, много талантливой молодежи из разных регионов страны. Я впервые увидел гидростанцию изнутри. Хорошо помню встречу с директорами Каскада Верхневолжских и Волжской ГЭС, они общались с нами на равных, отвечали на наши вопросы. Фраза «умей учиться», сказанная директором Каскада ВВГЭС Андреем Дережковым, стала впоследствии девизом моей жизни.Я с жадностью впитывал все знания. Одно дело, когда ты изучаешь энергетику за партой в Энергоклассе, другое – когда видишь работу энергообъектов и с тобой общаются специалисты отрасли.

В 2015 году я поехал на ЛЭШ, проходившую в тот год в Перми, в качестве вожатого. Мне очень нравилось наблюдать отклик со стороны ребят, их горящие глаза и готовность впитывать новую информацию.

Благодаря знаниям, полученным в Энергоклассе и ЛЭШ, мне было легче осваи­вать профильные дисциплины на первом и втором курсах энергетического вуза. Во время учебы в Саяно-Шушенском филиале СФУ я принял участие в конкурсе студенческих работ РусГидро «Энергия развития», в международном инженерном чемпионате CASE-IN, проводившемся при партнерстве энергохолдинга. В 2017 и 2018 годах я прошел практику на Чебоксарской ГЭС, а в 2022 году вернулся сюда работать машинистом гидроагрегатов.

В рамках моей текущей работы мне интересны вопросы эксплуатации оборудования ГЭС, управления производственными процессами внутри компании, а также развития гидроэнергетики страны в целом. Также мне было бы интересно заниматься профориентационной деятельностью со школьниками и студентами технических вузов.

Павел СУДАКОВ,

машинист гидроагрегатов Чебоксарской ГЭС

СПРАВКА

В 2024 году Летняя энергетическая школа будет проходить с 16 по 27 июня на базе Зеленчукской
ГЭС-ГАЭС в Карачаево-Черкесской Республике. Программа и место проведения школы в формате научного лагеря меняются каждый год. Но в каждой «смене» школьникам предоставляется возможность встретиться с экспертами отрасли, послушать лекции известных ученых, попрактиковаться в создании инженерных проектов, получить помощь в профессиональном самоопределении.

Приглашаем школьников
8–10-х классов стать участниками корпоративного научного лагеря. Подробности и правила конкурсного отбора размещены на сайте школы в разделе «Отбор на ЛЭШ-2024».

Я — выпускник ЛЭШ 2014 года. О школе мне рассказали преподаватели Энергокласса в Черемушках, где я учился, и мой старший брат Илья, который на тот момент работал на Саяно-Шушенской ГЭС. ЛЭШ проходила недалеко от города Волжского. Для нас провели экскурсию по Волжской ГЭС, где меня поразили масштабы производственных помещений и основного оборудования. На лекции доктора физико-математических наук, популяризатора науки Алексея Семихатова я понял, что обучение сложным процессам может быть очень увлекательным и интересным. В 2018 и 2021 годах я вновь оказался в ЛЭШ, но уже в качестве вожатого. Безусловно, это совершенно новый опыт участия, взгляд под другим, не менее интересным углом. Я помогал в решении организационных вопросов, одновременно получал новую информацию от экспертов.

Участие в ЛЭШ укрепило мое желание продолжить изучение работы гидроэлектростанций. Именно поэтому для поступления я выбрал кафедру гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии НИУ «МЭИ». Параллельно с учебой я участвовал в таких образовательных проектах, как международный чемпионат CASE-IN, образовательная смена #ВместеЯрче на базе ВДЦ «Орленок», фестиваль проектов «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус». По окончании третьего курса, когда встал вопрос о месте прохождения производственной практики, я выбрал СШГЭС.

Во время моего обучения в магистратуре РусГидро объявило о наборе студентов для прохождения стажировки в Исполнительном аппарате компании. Естественно, я не мог упустить эту возможность. Сегодня я продолжаю изучать особенности работы различных ГЭС и факторы, влияющие на их работу, в филиале «Института Гидропроект».

Михаил ДВОРЯНОВ,

старший инженер отдела неразрушающего контроля филиала «Института Гидропроект» — НИИЭС

Об отборе в ЛЭШ я узнала от родителей — энергетиков. Мне посчастливилось четырежды побывать в этом проекте: дважды в качестве участницы и еще два раза в качестве вожатой.

Помню, сколько было радости, когда построенная нами мини-ГЭС смогла выработать достаточно энергии для того, чтобы загорелась лента из диодов. Тогда я для себя сформулировала принцип командной работы: если правильно собрать состав участников и четко обозначить обязанности, то любой проект становится реализуемым.

Я окончила НИУ «МЭИ» по специальности «релейная защита и автоматизация систем». Сейчас моя профессиональная карьера сместилась в область информационных технологий, но я не перестала интересоваться энергетикой. Параллельно с работой участвую в деятельности Молодежной секции Российского национального комитета СИГРЭ.

Елена ЗАХАРОВА,

ведущий специалист управления «Документооборот» «РусГидро ИТ Сервис»

О возможности участия в ЛЭШ мне рассказал отец, который в тот период работал главным инженером Саяно-Шушенской ГЭС. В 2016 году школа проходила в поселке Черемушки. Особенно запомнились посещение музея гидроэнергетики, просмотр документального фильма о покорении Енисея, лекции доцента МГУ им. М. В. Ломоносова Константина Парфенова на тему «Физика будущего» и профессора МФТИ Алексея Савватеева «Креативная математика». К окончанию 8-го класса я уже решил, что буду поступать в НИУ «МЭИ» на специальность «гидроэнергетика». Участие в ЛЭШ подкрепило уверенность в том, что я выбрал правильный путь.

После окончания второго курса в составе студенческого стройотряда института я работал в бетонной лаборатории Усть-Среднеканской ГЭС. После третьего курса на этой же ГЭС прошел практику в качестве слесаря по ремонту гидротурбинного оборудования, принимал участие в монтаже последнего, четвертого гидроагрегата.

Прошлой весной меня приняли на работу в НИИЭС. В мои обязанности входят оценка состояния и формирование базы данных энергетического и вспомогательного оборудования. В дальнейшем хочу развиваться в области приливной энергетики. В этом году моя исследовательская работа на тему «Определение основных параметров Тугурской приливно-водородной станции» участвует в студенческом конкурсе РусГидро «Энергия развития».

Булат ЮСУПОВ,

инженер Аналитического центра филиала «Института Гидропроект» — НИИЭС

Когда я училась в 9-м классе, школьный учитель физики рассказал об открывшемся в Балаково Энергоклассе РусГидро. Я не люблю упускать открывающиеся возможности, поэтому сразу же пошла на его первые занятия. В процессе учебы узнала еще об одном шансе — принять участие в ЛЭШ. Написала эссе, прошла отбор и окунулась в новую для меня среду продуктивного образования. Программа обучения была очень насыщенной: лекции и мероприятия до позднего вечера, и конечно же, посещение Камской ГЭС. Я влилась в общество очень мотивированных, амбициозных молодых людей. Некоторые из них стали моими друзьями, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь.

Многое мне дало обучение в центре технического творчества РусГидро, где я получила много практических навыков создания, подготовки и защиты технических проектов на начальном этапе их создания.

После школы я поступила в МЭИ, на пятом курсе прошла стажировку в Исполнительном аппарате РусГидро. За короткий срок меня сразу погрузили в деятельность компании, а также мне посчастливилось посетить сразу три станции: Загорскую ГАЭС, Майнскую и Саяно-Шушенскую ГЭС.

Виталина ЖУРАВЛЕВА,

ведущий эксперт Управления по производственным системам РусГидро ИТ сервис

Мое первое участие в ЛЭШ состоялось после девятого класса — в 2018 году. Школа базировалась на Новосибирской ГЭС. Мне пришлось свыкаться с разницей в часовых поясах, вставать на четыре часа раньше обычного и справляться с насыщенным обучающим графиком. Несмотря на трудности, учиться было очень интересно и увлекательно.

Каждый день с утра до вечера мы нон-стоп узнавали что-то новое. Меня поразил профессионализм лекторов, которые помогали нам разобраться в сложных темах, часто не связанных со школьной программой. Очень понравились и развлекательные мероприятия, благодаря которым мы смогли лучше познакомиться и хорошо провести время. Запомнилось посещение Новосибирской ГЭС — это грандиозное событие, особенно для школьника.

Второе двухнедельное приключение состоялось уже на следующий год. Тогда ЛЭШ обосновалась в Подмосковье, на Загорской ГАЭС. В этой школе я смогла больше почерпнуть из лекционных материалов. До сих пор вспоминаю знакомство с квантовым блокчейном — технологией, которая сейчас получила массовое распространение. Кроме того, нас учили делать красивые презентации — полученными знаниями я пользуюсь до сих пор. Интересно было посетить и мастер-классы по программированию плат Arduino.

Еще одна запоминающаяся тема — длительный игровой мастер-класс по тайм-менеджменту. Мы играли около 8–9 часов с перерывом на обед. Игра меня зацепила настолько, что, обучаясь на втором курсе, вместе с другом я создала ее упрощенную версию. Она и сейчас присутствует на мероприятиях совета старост МЭИ в виде мастер-класса, помогая юным старостам научиться грамотно распределять свои время и силы.

Мы смогли побывать не только на уникальной Загорской ГАЭС, но и на маленькой Угличской ГЭС с музеем, посвященным истории гидроэнергетики.

В итоговом проекте наша команда занялась темой безопасности на Загорской ГАЭС.

Я еще со школьных времен знала, что хочу работать в сфере гидроэнергетики. Участие в ЛЭШ позволило мне получить дополнительные баллы при поступлении. Это помогло пройти по конкурсу на бюджет в МЭИ и даже получить место в общежитии. В итоге я связала свою жизнь с Институтом гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии. Приятным сюрпризом оказалось то, что там работает наша куратор из ЛЭШ Татьяна Глушкова.

Одновременно с учебой я являюсь стажером управления РусГидро по проектам НИОКР и энергоэффективности. Возможно, что именно опыт проектной деятельности в ЛЭШ сыграл не последнюю роль в моем осознании своего места в компании. Мой путь в РусГидро только начинается, и я хочу продолжать работать здесь дальше.

Дарья ШАМИГУЛОВА,

специалист-стажер Департамента технического регулирования РусГидро