Несколько переходников, спускающихся вдоль внешней стены дома и ведущих к автомобилю, – это обычная история для многих жителей Владивостока. Сегодня для них это единственный удобный вариант заправить свой электромобиль. Так как некоторые модели электрокаров на Дальнем Востоке доступнее, чем авто с двигателем внутреннего сгорания, популярность этого вида транспорта у жителей столицы региона растет. И имеющихся трех заправок, одна из которых находится в 20 км от Владивостока, а другая открыта только в рабочие часы, явно не хватает, рассказывает инженер по расчетам и режимам Приморских тепловых сетей ДГК, член Сообщества молодых работников РусГидро Михаил Власенко.
Идея создания сети специализированных заправок родилась на Международном форуме энергетиков и промышленников «Форсаж-2018». «Необходимо было представить проект, актуальный для твоего региона и города. Так как электромобили все больше покоряют наш регион, мы в команде с другими дальневосточниками пришли к идее разработать сеть электрозаправок», – вспоминает Михаил Власенко. Одновременно в исполнительном аппарате РусГидро по инициативе блока стратегии и инноваций была создана рабочая группа под руководством члена Правления, Первого заместителя Генерального директора Джорджа Рижинашвили и заместителя Генерального директора по развитию энергосбытовой деятельности Владимира Кимерина для проработки пилотного проекта по этому направлению. Решили объединить усилия. Михаил Власенко взялся за анализ перспектив развития электрических станций заряда автомобилей в ДФО.
В рамках исследования необходимо было составить прогноз развития автопарка электромобилей к 2025 году, чтобы понять, насколько будет востребован проект создания сети заправок и сколько именно станций необходимо. Поэтому свою работу Михаил начал со сбора информации о существующем автопарке электрокаров Приморского края. И тут он столкнулся с первым вызовом. Ситуация менялась прямо на глазах – в начале работы над исследованием имелась информация о 600 электромобилях в городе, однако через несколько месяцев появились данные, что во Владивостоке зарегистрировано уже более 1500 таких авто! Однако основная сложность, по его словам, заключалась в том, что методики определения спроса на фоне фактического отсутствия рынка на данную услугу в России попросту не было. Пришлось все делать с нуля, взяв за основу методику по размещению бензиновых станций. В результате Михаил составил несколько сценариев прогноза по развитию электротранспорта в регионе: при оптимистичном – к 2025 году во Владивостоке будет порядка 5000 электрокаров.
«Реализация пилотного проекта во Владивостоке на текущий момент одобрена Правлением РусГидро и включает в себя также создание зарядной инфраструктуры для общественного электротранспорта, который будет закупать город Владивосток», – рассказывает директор департамента стратегии и IR ПАО «РусГидро» Дмитрий Беляев. Уже идет закупка необходимого оборудования, ведется подбор площадок размещения этих станций. В проекте задействованы порядка 20 человек из исполнительного аппарата ПАО «РусГидро», АО «ЭСК РусГидро», филиалов АО «ДГК», АО «Гидроинвест» («дочка» РусГидро, которая осуществляет финансирование проекта) и ПАО «ДЭК» (оператор проекта), а также администрации города.
Основные конкурентные преимущества проекта РусГидро – скорость зарядки и удобство размещения. Дозаправка авто займет считаные минуты, а заправка с нуля до полного заряда потребует около получаса. Для сравнения: заряжать авто от обычной розетки надо всю ночь. Кстати, «считаные минуты» в данном случае не просто оборот речи. Тариф на заправках будет рассчитываться исходя из хронометража использования станции или фактически потребленного объема кВт·ч. В пересчете на бензиновый эквивалент получается в два раза выгоднее.
«На стадии исследования я вступил в группу владельцев электрокаров в соцсетях. Поначалу все сомневались, что заправки когда-нибудь появятся во Владивостоке – уж очень много было разговоров на эту тему, но до дела ни у кого не доходило. Однако по мере того, как наш проект развивался, все больше горожан подключались к обсуждению, высказывали свое мнение по тем или иным вопросам, – рассказывает Михаил Власенко. – Важно понимать, что мы нашими заправками обеспечиваем не только нынешний спрос потребителей, но и формируем будущий: люди уже не будут переживать, где им зарядить свой автомобиль в случае покупки электрокара».