Научные исследования и изобретения главного научного сотрудника НИИЭС, доктора технических наук Бориса Львовича Историка, широко известны не только в России, но и за рубежом. А вот сам он не любит публичности. Причем настолько, что накануне юбилея взял очередной отпуск и уехал за сотню километров от столицы на дачу в надежде избежать шумихи вокруг собственной персоны. Но коллеги сделали все возможное, чтобы это событие не прошло незамеченным.
ДЕЛО ТЕХНИКИ
Планы эти чуть было не порушило распределение – будущему ученому предстояло строить коровники на Дальнем Востоке. По счастью, коровников удалось избежать. Историка приняли на работу в Гидропроект, в отдел водного хозяйства, где он 10 лет занимался водохозяйственными и гидравлическими расчетами.
– Несмотря на сильнейшую профессиональную школу, поначалу мне там очень не понравилось, – вспоминает Борис Львович. – Сотрудники отдела работали как машины, считали буквально как автоматы... А я-то чувствовал себя инженером и не собирался ставить точки на графике и гонять счеты туда-сюда!
В общем, это было совсем не то, о чем мечтал молодой специалист. Он совсем уж было собрался переходить в строительный отдел, но начальство воспротивилось. «Тогда дайте мне интересную работу!» – заявил Историк. И тут же ее получил.
ПЯТЬ МИНУТ – И ГОТОВО!
Интересной работой стали сложнейшие расчеты движения волны прорыва, необходимые при проектировании гидростанций. К тому моменту специалисты Гидропроекта разработали методику их ручного расчета. Но в конце 1950-х годов уже появились первые ЭВМ, и у Бориса Историка возникла идея перепоручить этот тяжкий труд машине. Для решения этой задачи он запросил год, но получил всего шесть месяцев плюс текущие проекты в отделе. Изучил экспериментальную ЭВМ «Сетунь», разработал алгоритм и составил программу на основе инженерной схемы расчетов. Ровно через полгода работа была представлена на суд специалистов.«Сколько времени занимает расчет?» – спросили Историка. – «Пять минут», – ответил он и поверг в шок корифеев гидравлики. Что, впрочем, неудивительно: прежде такой расчет занимал два месяца у целого отдела! Эта работа потянула на кандидатскую, а впоследствии – и докторскую диссертацию. И сегодня «историческая» методика определения параметров волны прорыва используется при расчетах практически на всех плотинах, причем не только в России, но и в мире.
ТАЛАНТ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ
В конце 1960-х годов Историк перешел из Гидропроекта в отдел динамических исследований НИИЭС. Именно здесь Борис Львович занялся разработкой новых конструктивных решений. Сначала изобрел импульсный водомет, способный разрушать высокоскоростной струей бетоны и скальные породы в карьерах. Следующей работой стало создание ветроагрегата с вертикальной осью вращения и инновационной, эффективной даже при ураганных ветрах аэродинамической системой торможения. Эти изобретения в силу их технологической простоты были настоящим научным прорывом и могли широко применяться на практике, если бы не одно но: к началу 1990‑х годов финансирование научных разработок сошло на нет и внедрить их в промышленное производство не удалось... Правда, импульсный водомет до ума все же довели за рубежом, где он успешно используется при строительстве и реконструкции энергообъектов.Почти 10 лет безвременья не прошли бесследно. Несколько лет Борис Львович вообще не получал зарплату. В какой-то момент от отчаяния собрался податься в фирму пластиковых окон замерщиком. Так бы и лишилась отечественная гидравлика видного ученого, если бы не супруга Ирина Рудольфовна (кстати, талантливый химик, лауреат Государственной премии). Она прекрасно понимала: ничем иным Борис Львович заниматься не может, а главное – не должен. «Сиди в своей лаборатории», – сказала она и взяла на себя все семейные заботы.
КАК МЕЧТА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ
Здесь же, в НИИЭС, Борис Львович познакомился с работами основателей российской школы приливной энергетики Льва Бернштейна и Игоря Усачева и занялся созданием ортогонального агрегата для ПЭС, которым долгие годы занимались в Канаде и Японии. Но в конце концов работы остановили: КПД турбины не превышал 38%.То, что высокий КПД получить возможно, доказали расчеты нынешнего директора НИИЭС, а на тот момент вчерашнего студента Юлия Шполянского. Вместе с Историком они в течение нескольких лет искали оптимальное решение и наконец создали новый ортогональных агрегат для приливных электростанций с пристеночным направляющим аппаратом. Его КПД достигает 81%, что выше аналогичного показателя классического капсульного гидроагрегата для ПЭС.
– Есть люди, которые родились изобретателями, и Борис Львович – один из них, – считает Игорь Усачев. – Его огромная заслуга в том, что свои машины он сделал самыми востребованными для настоящего и будущего приливной энергетики. Ортогональная турбина благодаря своей простоте, низкой стоимости и высокому КПД позволила экономически обосновать строительство мощных ПЭС.
ФОРМУЛА ЛЮБВИ
По признанию коллег, деньги и слава никогда не интересовали Бориса Львовича. Главное для него – получить результат.– Если турбина крутится – он счастлив, – говорит научный руководитель АО «НИИЭС» Игорь Семенов. – И всегда находится в поиске лучшего решения.
Несмотря на огромный вклад в науку, лучшим решением юбиляра, пожалуй, является формула любви. Соавтором и двигателем этой работы, безусловно, стала Ирина Рудольфовна. Именно она в свое время разглядела в неуклюжем ухажере свою судьбу и прекрасного отца будущим детям. Уже 55 лет они смотрят друг на друга такими влюбленными глазами, что дух захватывает. Две красавицы дочери, пятеро внуков, правнук и невероятное количество друзей – что может быть дороже? Вместе они построили дом, где постоянно звучит смех, где даже нежданных гостей встречают с распростертыми объятиями и где вам обязательно подарят частичку этой безграничной любви.
Коллективы РусГидро и НИИЭС от всего сердца поздравляют Бориса Львовича Историка с юбилеем, желают крепкого здоровья, прекрасного настроения и новых открытий.