Приключения электроники

Контроль и управление режимами работы генерирующего оборудования электростанций Группы РусГидро обеспечивают множество информационно-управляющих систем и программно-аппаратных комплексов(ПАК). В условиях ввода санкций и необходимости импортозамещения остро встал вопрос безболезненного перехода с платформ зарубежных компаний на отечественные разработки. Для решения этих задач в сентябре 2022 года на базе «РусГидро ИТ Сервис» было создано новое подразделение – управление АСУТП. «Вестник» выяснил, как коллеги справляются с вызовами времени.

«Ключевой вопрос – кадровый: в управление важно было сразу привлечь костяк команды, имеющий практический опыт разработки и внедрения систем автоматического управления технологическими процессами, экспертов в области гидро- и теплоэнергетики», – говорит Роман Сергиенко, начальник управления АСУТП. Поэтому в качестве локации нового подразделения был выбран Санкт-Петербург, где сконцентрировано большинство производителей и интеграторов систем АСУТП и на рынке достаточно специалистов такого профиля. Оперативно был оборудован офис и создана ИТ-инфраструктура для работы управления.

Прежде чем приступить к новым задачам, работники управления изучили представленные на рынке отечественные ПАК. Были выбраны основные проектные решения – контроллерное оборудование и программное обеспечение, которые стали базисом для разработки и внедрения полномасштабных АСУТП ГЭС и ТЭС. Как отмечает Роман Сергиенко, приоритетом при выборе новых решений стали возможность унификации и стандартизации в части управляющих алгоритмов и структуры построения систем АСУТП для всех типов электростанций Группы РусГидро, а также взвешенное отношение к затратам.

Первые вызовы

Александр Хибин, начальник отдела теплоэнергетики «РусГидро ИТ Сервис», со стендом ПТК Прософт – Regul R500, предназначенным для тестирования аппаратных и программных технических решений в проектной деятельности.

Несмотря на то что управление создано меньше года назад, на его счету уже есть реализованные проекты. Так, в короткие сроки нужно было найти решение, как обеспечить ввод в работу систем автоматизированного управления четырех гидроагрегатов Воткинской ГЭС, еще не прошедших модернизацию, параллельно с заменой гидротурбин. Ранее этот проект выполняла одна из иностранных компаний, которая ушла с российского рынка. «РусГидро ИТ Сервис» совместно с работниками Гидроремонта-ВКК и Воткинской ГЭС проработали вопрос закупок ряда комплектующих АСУТП, за короткое время было выполнено соответствующее перепроектирование шкафов управления с заменой ряда компонентов на отечественные аналоги. В итоге система управления гидроагрегатом №10 станции сдана в промышленную эксплуатацию в конце мая, на месяц раньше запланированного срока, впереди предстоят работы еще по трем гидроагрегатам.

Работа управления связана не только с импортозамещением, но и с повышением технологической надежности и безопасности работы оборудования. Так, на Гельбахской ГЭС внедрена система управления затворами и налажено совместное взаимодействие с системой автоматического управления гидроагрегатами. Ранее на станции закрытие предтурбинных затворов осуществлялось вручную, механически. В случае отказа автоматики управления гидротурбины или гидромеханической части системы регулирования невозможно было осуществить безопасный останов гидроагрегата.

Искать выходы

Некоторые идеи специалисты черпают в других отраслях. Например, практика уплотнения проходок между соседними отсеками, которая нашла применение на морских судах, вдохновила на то, чтобы использовать в проекте специальные герметичные кабельные вводы, клавиатуры и АРМы для защиты оборудования АСУТП Артемовской ТЭЦ от мелкодисперсной угольной пыли. Такая пыль может проводить электрический ток, а также становится причиной разрушения пластиковых элементов контроллеров и модулей ввода/вывода аппаратуры АСУТП.

Герметичные кабельные вводы.

Для этой же теплостанции отдел теплоэнергетики разрабатывает алгоритмы управления, чтобы подготовить ее к безаварийному прохождению осенне-зимнего периода. Использующаяся сейчас аппаратура АСУТП иностранного производства морально и физически устарела, к началу ОЗП 2024 года будут внедрены отечественные решения.

Большие планы

Перечень текущих задач, как говорят специалисты управления, большой. «Сейчас мы работаем над объединением программно-технических комплексов разрозненных производителей в единое информационное пространство, пользователями которого являются оперативный персонал и технологические службы станции. Занимаемся созданием собственных наработок в части систем сбора данных и оперативного контроля (SCADA), поиском стандартных решений по шкафам управления для систем САУ ГА, ГРАРМ, шкафам серверного и сетевого оборудования, а также разрабатываем типовые алгоритмические решения для регуляторов частоты вращения, управления запорно-регулирующей арматурой и другие», – перечисляет Роман Сергиенко.

Ближайшая амбициозная задача управления АСУТП – внедрение системы ГРАРМ в изолированной Магаданской энергосистеме, что позволит улучшить качество поддержания параметров электрической энергии и стабилизировать схемно-режимную ситуацию в энергосистеме. Проект уникальный: необходимо разработать и внедрить специализированные алгоритмы, которые обеспечат поддержание частоты энергосистемы в заданном диапазоне. В рамках этой работы совместно со специалистами СО ЕЭС, Департамента эксплуатации РусГидро, Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС запланировано проведение испытаний алгоритмов на комплексе RTDS в НТЦ ЕЭС.

Инициатива по развитию компетенций по направлению АСУТП внутри компании получила поддержку руководства РусГидро. Удачно выбранный момент позволил набрать ядро команды из специалистов, прекративших сотрудничество с иностранными производителями, при этом обладающих уникальным опытом внедрения систем АСУТП в гидро- и теплогенерации. Сейчас вектор наших усилий направлен на разработку типовых АСУТП ГЭС и ТЭС на базе решений отечественных производителей. Предстоит большая работа, так как отечественное радиоэлектронное оборудование и программное обеспечение будут совершенствоваться, произойдет формирование рынка конкурентных предложений различных производителей. В этом процессе команда «РусГидро ИТ Сервис» – это наши инженеры, наладчики, тестировщики, которые не только оценивают возможность применения предлагаемых решений, но и обеспечивают поддержку внедряемых систем на всем жизненном цикле.

Сергей Хомяков,

директор Департамента информационных технологий и цифрового развития РусГидро