Волжская и Жигулевская ГЭС: Силмаш не подвел

30 сентября в 10:00 начальник смены машинного зала Волжской ГЭС ­Виталий Шабельский запросил разрешение у начальника смены станции Андрея Доброва на пуск гидроагрегата №9. Получив добро, поворачивает ключ, и машина начинает набирать мощность. Четыре часа спустя то же самое действо повторилось на Жигулевской ГЭС, где под нагрузку встала 14-я по счету и станционному номеру машина. Оба проекта реализованы в соавторстве с концерном «Силовые машины».

За весьма короткое время нам удалось выстроить с партнером – компанией «Силовые машины» – систему взаимоотношений, отработать новые технологии по замене гидросилового оборудования, – сказал директор Волжской ГЭС Сергей Бологов. – Уже заменены практически две трети парка турбин, половина тиристорных систем возбуждения и пятая часть генераторов. Все работы идут в полном соответствии с утвержденным графиком.

На волжском гидроагрегате заменили генератор и вспомогательное оборудование для него, тиристорную систему возбуждения, отремонтировали узлы проточной части гидротурбины. А вот саму турбину на этой машине гидроэнергетики поменяли ранее, в 2002 году.

На 147 МВт увеличится в результате реализации ПКМ установленная мощность Волжской и ровно на столько же – Жигулевской ГЭС. 

58,4 млрд рублей – стоимость проекта для крупнейшей ГЭС Европы – Волжской.

45 млрд рублей – для Жигулевское станции. 



Жигулевской машине пришлось пережить все преобразования за один этап. Новая пятилопастная турбина имеет улучшенную конструкцию, отвечает высоким требованиям экологической ­безопасности и рассчитана на более высокий расход воды. Это позволит увеличить мощность гидроагрегата №14 и минимизировать холостые сбросы через водосливную плотину в период половодья. На агрегате заменили основные узлы гидрогенератора, смонтировали современные системы виброконтроля, диагностики и управления, отлично зарекомендовавшие себя на других модернизированных машинах. 

– Теперь гидроагрегату предстоят энергетические и тепловые испытания, – пояснил главный инженер Жигулевской ГЭС Владимир Хуртин. – Они продлятся ­около полу­года, а затем машина будет ­перемаркирована. Ее мощность ­вырастет со 115 до 125,5 МВт.

Роман Филиппов, генеральный директор концерна «Силовые машины»:

– Реконструкция крупнейших ГЭС Волги – важный и значимый проект в портфеле заказов нашей компании. Применение новых конструктивных решений позволило увеличить мощность станций и, что немаловажно, межремонтные периоды основного оборудования.



Обе станции – одни из первенцев Программы комплексной модернизации РусГидро. Обновление гидросилового оборудования Волжской ГЭС завершится к 2021 году, а на Жигулевской гидростанции шесть оставшихся машин модернизируют к 2018-му.