Прошли войну бок о бок

В год 100-летия плана ГОЭЛРО и 75-летия окончания Великой Отечественной войны «Вестник РусГидро» начинает серию исторических материалов о том, как зарождалась гидроэнергетика нашей страны и какой вклад внесли работники отрасли в Великую Победу. В этом выпуске речь пойдет об Угличской и Рыбинской ГЭС, которые, несмотря на вражеские атаки, обеспечивали бесперебойное электроснабжение Москвы.

Строительство Рыбинской ГЭС. 1939 год_S3412(1).jpg Строительство Рыбинской ГЭС. 1939 год.

Угличская ГЭС: под защитой зениток

К началу войны на Угличской ГЭС работали оба гидроагрегата: первый был пущен в эксплуатацию в декабре 1940 года, второй – в марте 1941-го. Штат эксплуатационного и ремонтного персонала был полностью укомплектован. Оставалось кое-что достроить в здании, установить часть основных и вспомогательных механизмов водосливной плотины и дозаполнить водохранилище – его уровень был ниже проектной отметки.

Это не мешало станции работать на проектной мощности в 110 МВт. Однако люди трудились в непростых условиях: протекала кровля здания, отсутствовало отопление. А на водо­сливной плотине все еще не было механизмов управления сегментными затворами. Поэтому при пропуске весеннего половодья затворами маневрировали с помощью мостовых кранов машинного зала. В 1943 году водохранилище заполнили до проектной величины в 113,00 м, и сразу увеличилась выработка – если в 1941 году было произведено 137,4 млн кВт·ч, то в 1943 году уже 274 млн кВт·ч. 

Угличская ГЭС была для страны стратеги­ческим объектом. Главный источник электро­­­энергии для Москвы, вторая по мощности станция в Советском Союзе стала целью для немецких бомбардировщиков, которые кружили над ГЭС уже в первый месяц войны. Поэтому станция находилась под защитой. Чтобы оградить ее от плавучих мин, Волгу перегородили противоминной сетью. Но основную работу по защите выполняли зенитчики. Их позиции размещались в том числе и на ограждающей дамбе. Осенью 1941 года для охраны гидроэлектростанции в Углич был переброшен 62-й зенитный артиллерийский дивизион, куда входили ярославские и рыбинские части, а в 1943 году к нему для усиления добавился 380-й дивизион. Кстати, большую часть личного состава дивизио­нов составляли девушки. И днем и ночью они находились в полной боевой готовности, защищая станцию от налетов. Считается, что благодаря заграждающему огню зенитчиков на территорию станции не упала ни одна бомба. Однако некоторые историки утверж­дают, что немецкие войска намеренно не бомбили станцию: зная о ее уникальности, они надеялись захватить и использовать ГЭС в своих целях. Строительство Угличской ГЭС. 1937 г._S3412(1).jpg Строительство Угличской ГЭС. 1937 год.

Рыбинская ГЭС: избежав сотен авиабомб

К лету 1941 года Рыбинская ГЭС еще не функционировала. Только готовились к пуску первые гидроагрегаты, заполнялось водохранилище. У здания ГЭС не было части стен и крыши. Однако уже в ноябре ценой невероят­ных усилий всего коллектива Рыбинская ГЭС выработала свой первый киловатт-час электроэнергии.

Единственный гидроагрегат Рыбинской ГЭС работал в недостроенном здании станции, от дождя и снега его защищал брезентовый шатер. Сделали навесы и над вспомогательным оборудованием. Пульт управления обогревали с помощью временных электропечей, изготовленных строителями. Второй гидроагрегат пустили в январе 1942 года. Коллектив станции сделал все возможное для надежной работы ГЭС. В течение года над агрегатами возвели временную кровлю, утеплили часть помещений станции, заменили временные распределительные устройства и систему собственных нужд. Люди и техника работали буквально на износ. Из оборудования выжималась максимальная мощность. Работу осложняли плавающая древесина, мусор и торф, которые забивали водоводы станции – механизмов их очистки у станции тогда еще не было. 

Кроме того, ГЭС атаковалась с воздуха вражеской авиацией. Немецкие войска имели строгий приказ уничтожить гидростанцию.

«О строительстве Рыбинской ГЭС фашисты знали. В то время весь мир следил за тем, как в Советском Союзе на Волге строили новые крупные гидростанции – Угличскую и Рыбинскую», – вспоминал ветеран Рыбинской ГЭС, труженик тыла Геннадий Павлович Скакунов. Во время войны он, 12-летний мальчишка, начал свой трудовой путь.

Надо сказать, что станция во время боевых действий не пострадала, хотя на город было сброшено более 700 авиабомб. Маскировку станции соблюдали тщательно, оборудование прятали под нагромождением лесов и арматуры. Первый директор Рыбинской ГЭС Сергей Андрианов делился таким услышанным рассказом: «Где-то на территории Ярославской области сбили фашистский самолет. У летчика были найдены документы о награждении орденом за… прямое попадание в Рыбинскую гидроэлектростанцию. Сейчас уже трудно установить, кто ввел в заблуждение гитлеровское ­командование: то ли фашистский летчик, жаждавший получить награду, то ли сама гидроэлектростанция. Недостроенное здание, машинный зал без крыши, круглые бетонные кратеры, подготовленные для установки шести агрегатов, – сверху все это было похоже на воронки от метко сброшенных авиабомб».

Третий гидроагрегат Рыбинской ГЭС был пущен уже после войны, в августе 1945 года. Остальные три введены в эксплуатацию в течение следующих пяти лет. А в 1954 году ­Угличскую и Рыбинскую ГЭС объединили в один каскад. 2-я батарея 62-го озад ПВО_S3412.jpg 2-я батарея 62-го зенитного артиллерийского дивизиона ПВО.

Все для фронта, все для победы

Немецкий аэрофотоснимок Угличской ГЭС. 1942 г._S3412.jpg

Немецкий аэрофотоснимок Угличской ГЭС. 1942 год.

Значение Угличской и Рыбинской ГЭС для страны в период Великой Отечественной войны исключительное. В самый сложный период боев под столицей ТЭЦ, питающие Москву, практически не действовали – не хватало топлива. На подступах к Москве шли бои, стратегические объекты эвакуировались. Фронту нужна была помощь оружием и продовольствием. От Угличской и ­Рыбинской ГЭС требовалось энергообеспечение важных промышленных объектов.

Большую роль сыграли и транспортные объекты гидроузлов. В мае 1941 года заработала первая нитка Рыбинского шлюза, а в сентябре – нитка Угличского. Через шлюзы обеих ГЭС прошли миллионы тонн военных и народнохозяйственных грузов. Неф­теналивные самоходные баржи везли бензин, мазут и другое топливо. Пассажирские пароходы переоборудовали для транспортировки раненых, которых отправляли в тыл. Плотами доставлялась в Москву ­древесина. 

14 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи и технические достижения по строительству гидроузлов на реке Волге» был награжден 161 человек, из них орденом «Знак Почета» – 70, медалью «За трудовую доблесть» – 36, медалью «За трудовое отличие» – 22 человека.

33 человека были награждены орденом ­Трудового Красного Знамени. А за бесперебойное энергоснабжение Москвы в воен­ное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное знамя Наркомата электростанций и ЦК проф­союза работников электротехнической ­промышленности.

Лучшие в свое время

Угличская и Рыбинская ГЭС стали и уникальными объектами гидроэнергетики того времени. «Это первые полностью самостоятельные стройки страны, – рассказывал Геннадий Скакунов. – Все технологии и проекты авторские, оригинальные – советские. Оборудование – отечественное. Агрегаты создавались на Ленинградском металлическом заводе и заводе «Электросила». Гигантские, превосходящие по размерам и мощности иностранные аналоги и не уступавшие им в эффективности и надежности».

Кроме того, во время строительства ГЭС, несмотря на военное время и сложную экономическую ситуацию в стране, впервые применялся ряд технических усовершенствований. Например, использовались самые большие в мире поворотно-лопастные турбины с диамет­ром рабочего колеса 9 м. Впервые в СССР была внедрена система бокового наполнения судоходных шлюзов, что позволило увеличить их пропускную способность. А при строительстве станций применялись плотный и экономный трехкомпонентный цемент, железобетонные оболочки и сварные арматурные фермы.

При подготовке статьи использованы материалы книг «25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС» под редакцией Н. Малышева, М. Мальцева; «Деятельность советских инженеров в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», автор И. Митрофанов; «Вечный двигатель. Волжско-Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра», автор С. Мельник.