Наряд-допуск – вместо тысячи слов

Всем известна поговорка про инициативы с благими намерениями, которые приводят к плохим последствиям. Она справедлива, пожалуй, не для всех жизненных ситуаций, но точно верна в тех случаях, когда нарушаются правила охраны труда, – показываем на примере.

Летом 2021 года на предприятии Хабаровской генерации ДГК произошел несчастный случай, причиной которого стало желание сделать «как лучше», минуя все регламенты. К слову, подобные ситуации случаются редко и каждый раз неприятно удивляют при выяснении сути случившегося.

Что произошло

Утром механик гаража устно выдал задание машинисту экскаватора о подсыпке грунта и планировке дороги пруда осветленной воды и покинул участок. В середине рабочего дня машинисту позвонил коллега, моторист багерных (шламовых) насосов, и попросил, чтобы тот ехал на пруд для разравнивания грунта – команду на выполнение задания дал неуполномоченный работник. На территории пруда машинист экскаватора заехал на берму дамбы золоотвала, чтобы выяснить, сможет ли он подняться к дренажному лотку. Днем ранее моторист подходил к машинисту с вопросом о возможности подняться на берму, чтобы удалить корни растительности в дренажных лотках, и машинист пообещал помочь коллеге.

Моторист, увидев, что экскаватор на берме, подошел к нему. Все дальнейшие решения коллеги принимали сообща. Моторист предположил, что работе экскаватора могут помешать пьезометрические трубы (часть ГТС), и предложил извлечь их из грунта. Машинист экскаватора согласился и ковшом выполнил операцию. После чего моторист решил, что трубы лучше все же на берме не оставлять, а спустить на экскаваторе до машины, чтобы затем отвезти на насосную станцию. Часть труб положили в ковш, остальные обвязали стропом в пучок и подцепили на клык ковша для транспортировки.

Машинист экскаватора поехал к тому месту бермы, где ранее поднялся. Уклон на этом участке составлял приблизительно 30°. При спуске экскаватор опрокинулся из-за перевеса груза, и машиниста зажало в кабине. Освободить пострадавшего своими силами не получилось, были вызваны скорая помощь и МЧС.

56-летний работник получил множественные переломы костей таза, перелом ключицы, предплечья, четырех ребер, правосторонний пневмоторакс, множественные ушибы и ссадины головы.

Что не так

Расследование показало, что работники филиала допустили ряд грубейших нарушений требований законодательства и охраны труда.

1. Согласно пп. 22, 13 РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ, ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ В СООТВЕТСТВИИ С НАРЯДОМ-ДОПУСКОМ. Кроме того, отсутствовали сигнальные ограждения и знаки безопасности, не были определены границы рабочего места в соответствии с технологической картой или ППР, которые для данной работы не разрабатывались. Ответственность за эти нарушения полностью лежит на начальнике цеха и механике. Со стороны непосредственных руководителей отсутствовал контроль за персоналом и не было организовано безопасное производство работ.

2. Согласно п. 23 МАШИНИСТА НЕ ОЗНАКОМИЛИ С МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ И НЕ ПРОВЕЛИ ЦЕЛЕВОЙ ИНСТРУКТАЖ, соответственно, не использовались и средства видеофиксации в процессе допуска. Это нарушение также в зоне ответственности начальника цеха и механика.

3. Согласно п. 241 РАБОТЫ ПО ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ГРУЗОВ ДОЛЖНЫ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ РАБОТНИКА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА БЕЗОПАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ. В нашем случае начальник цеха не выдал наряд-допуск и не назначил ответственного руководителя работ. Поэтому контроля не было, а пострадавший фактически подчинялся неуполномоченному лицу.

Все вышеуказанные пункты нарушают требования Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 11 декабря 2020 года № 883н.

4. Машинист также несет ответственность за случившееся. Он ПЕРЕВОЗИЛ ГРУЗ В КОВШЕ, ЧТО НЕ ДОПУСКАЕТСЯ требованиями Инструкции по охране труда для машиниста экскаватора. И кроме того, принял решение работать без соответствующих документов и выполнял поручения неуполномоченного лица.

Разграничение ответственности и функций субъектов управления охраной труда на всех уровнях — один из принципов политики группы РусГидро в области охраны труда.

Что это значит: каждый работник отвечает за соблюдение принципов охраны труда в соответствии со своими должностными обязанностями. Так, функция руководителя – организовать работу безопасно и осуществлять постоянный контроль за соблюдением правил, а у конечного исполнителя – неукоснительно соблюдать требования инструкции по охране труда при выполнении задания.

Как в жизни: из-за спешки руководитель, организующий работы, дает короткие устные распоряжения и переключается на другие дела, надеясь, что опытные коллеги и сами справятся с поставленной задачей. Но, как показывает практика, коллеги в таком формате могу т начать придумывать, как сделать всё побыстрее, принимают решения, которые выходят за рамки их зоны ответственности, и «за бортом» оказываются даже элементарные правила безопасности.

Вопросы для самопроверки