Цифровой ключ к будущему

Совет директоров утвердил Стратегию цифровой трансформации Группы РусГидро на 2021–2024 годы с перспективой до 2030 года. «Вестник» подготовил краткий обзор документа.

ЦИФРЫ

На реализацию Стратегии до 2024 года будет направлено около

18 млрд руб.

Ожидаемый эффект от внедренных инициатив должен составить не менее

1,5 руб.

на каждый вложенный рубль.

Стратегия цифровой трансформации – часть утвержденной в этом году общей Стратегии развития РусГидро с перспективой до 2035 года. Стремительное развитие технологий создает условия, при которых цифровая трансформация в энергетической отрасли, и Группе РусГидро в частности, становится не просто важным, но фактически неизбежным событием.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ:

повысить эффективность генерации, передачи и распределения электрической и тепловой энергии, сбытовой и научно-проектной деятельности, капитального строительства и ремонтов за счет внедрения цифровых технологий и цифровизации системы управления при сохранении требуемого уровня надежности и безопасности.

Для ее достижения предстоит решить четыре ключевые задачи:
1. Сформировать единое информационное пространство Группы РусГидро;
2. Обеспечить соответствие технологического уровня Группы уровню передовых мировых и отечественных энергокомпаний;
3. Повысить энергоэффективность генерации и передачи электрической и тепловой энергии, в том числе сократить расходы на собственные нужды и потери в сетях;
4. Поддерживать процессы развития экологически чистых источников энергии, включая генерацию с использованием ветра, солнца, геотермальной энергии.


ЦЕЛЕВАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ РУСГИДРО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ


БЫСТРЫЕ ПОБЕДЫ И ИГРА ВДОЛГУЮ

Стратегия предусматривает краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. В ближайшей перспективе (в течение года) Группа РусГидро должна повысить эффективность производственной деятельности с точки зрения управления мощностями, планирования выработки и отпуска, накопления/балансировки энергии, проектирования и строительства объектов, а также внедрить цифровые технологии и процессы управления жизненным циклом активов, эксплуатацией объектов, проектированием и инжинирингом.

В горизонте пяти лет нам предстоит реализовать ключевые мероприятия цифровой трансформации:
• Обеспечить надежное и бесперебойное функционирование объектов Группы и устойчивое производство электроэнергии благодаря повышению качества ИТ-услуг и предоставлению информационной поддержки принятия решений в ключевых областях деятельности РусГидро;
• Объединить информационное пространство Группы, включая дальневосточные активы;
• Повысить эффективность эксплуатации цифровых систем и создания новых цифровых услуг.

В долгосрочной перспективе – к 2030 году – внедрение Стратегии должно обеспечить цифровое лидерство Группы за счет внедрения передовых решений.

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Возглавлять внедрение Стратегии цифровой трансформации будет заместитель Генерального директора – руководитель Аппарата Председателя Правления РусГидро Александр ЧАРИКОВ, курирующий в том числе ИТ-блок компании. В структуре Департамента информационных технологий выделено специальное управление цифровой трансформации – центр компетенций, сотрудники которого и будут координировать реализацию Стратегии.

Энергетическая отрасль стремительно меняется, переходя от традиционных моделей к новым, в которых используются значительные объемы распределенной генерации и накопителей, в энергобалансе растет доля ВИЭ, масштабно используются цифровые технологии. При этом рынки становятся децентрализированными, инфраструктура – интеллектуальной, а потребители переходят к активным моделям поведения, когда они не только потребляют, но и хранят и даже генерируют электроэнергию. И для нас критически важно идти в ногу с этими изменениями. Цифровая трансформация затронет практически все аспекты деятельности Группы и ее подконтрольных организаций, все технологические процессы, вопросы обеспечения безопасности и корпоративной культуры. Иными словами, нам предстоит огромный объем работы, и мы к этой работе готовы.

Александр ЧАРИКОВ,

заместитель Генерального директора – руководитель Аппарата Председателя Правления РусГидро, CDTO (Chief Digital Transformation Officer)

БЕСПИЛОТНИКИ, РОБОТЫ-КОЛЛЕКТОРЫ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Дорожная карта Стратегии включает 49 инициатив, охватывающих удаленное управление энергообъектами, цифровой сбыт, развитие цифровой инфраструктуры и другие важнейшие аспекты работы Группы. В частности, трансформация управления генерирующими активами подразумевает внедрение дистанционного управления оборудованием электростанций без постоянного присутствия оперативного персонала. Для проведения оценки ВЛ и планирования работ по расчистке и расширению просек будут широко использоваться беспилотные летательные аппараты. Клиентов сбытовых компаний Группы будет обслуживать виртуальный ассистент, внедренный в мобильное приложение, а к работе с должниками планируется привлечь робота-коллектора. Реальные роботы из пластика и металла будут встречать посетителей ЕРИЦ.

Отдельный блок мероприятий посвящен цифровым технологиям развития кадрового потенциала. Он включает создание мобильного решения для оперативного персонала с применением технологий дополненной реальности, системы видеоаналитики для охраны труда и виртуальной системы подготовки оперативного персонала.

ВНЕДРЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЗВОЛИТ

к 2024 году:
• не менее чем на 3% снизить технические и коммерческие потери электрической энергии в электрических сетях;
• до 70% довести долю затрат на российское программное обеспечение;
• до 2000 человек довести число работников на опасном производстве, оснащенных цифровыми носимыми устройствами для обеспечения безопасности;
• до 60% довести долю руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровых технологий;
• на 5% снизить капитальные затраты.

к 2030 году:
• не менее чем на 5% снизить технические и коммерческие потери электрической энергии в электрических сетях;
• на 11,841 млрд рублей снизить операционные затраты.

Ключ к успешной цифровой трансформации – кадровый потенциал компании. Поэтому целый раздел Стратегии посвящен персоналу, его компетенциям и культуре. Мы все привыкли пользоваться гаджетами для общения и работы, так что нередко уровень цифровой зрелости работников выше, чем уровень цифровизации отдельных производственных процессов. Наша задача – сделать так, чтобы у коллег появилась возможность использовать накопленные «в быту» цифровые компетенции и трудовой опыт при выполнении своих ежедневных задач. Конечно, цифровая трансформация отразится на каждом сотруднике, предоставляя возможность реализовать свой потенциал, получить новые знания и компетенции и в конечном итоге внести свой вклад в достижение целей компании.

Илья ЕРШОВ,

начальник управления цифровой трансформации Департамента информационных технологий и цифрового развития РусГидро