Вестник РусГидро









Лед, смола и точные датчики

«Вестник» регулярно рассказывает, что на гидроэлектростанциях компании проходит капитальный ремонт гидроагрегатов. Но какая работа стоит за этой сухой и вроде бы всем понятной формулировкой? Специалисты Гидроремонта-ВКК, которые знают весь процесс буквально до каждого винтика, делятся интересными «фишками» капремонта.

Знакомство с капремонтом проходит на примере гидроагрегата №2 Чирюрт­ской ГЭС-1. Станция мощностью 72 МВт работает с 1961 года. Почти 20 лет – до строительства Чиркейской ГЭС – она была крупнейшей в Дагестане. Здесь два агрегата по 36 МВт, ГА со станционным номером 2 в ноябре был на капитальном ремонте с выемом ротора.

Датчик на сердце станции

Диагностика агрегата проводится, как в хорошей клинике: до «операции», во время и после. В этот раз специалисты применяли различные виды дефектоскопии для проверки узлов и деталей гидроагрегата.

Бывает, требуется более обширное обследование – тогда на место выезжает специальная лаборатория неразрушаю­щего контроля. Это подразделение базируется на Кубанском филиале Гидроремонта-ВКК. На работающий узел крепят порядка 20 датчиков, а потом их показания расшифровывают как электрокардиограмму. Да и показатели похожие – смотрят вибрацию, число оборотов, бой вала.

«Контроль потому и называется неразрушающий, что не требуется разбирать агрегат или узел, чтобы понять причину неполадки, – рассказывает начальник цеха турбинного и гидромеханического оборудования Кубанского филиала Гидроремонта-ВКК Александр Костенецкий. – Точность «диагноза» – до детали. Благодаря этому можно заранее подготовить запчасти и оценить объем работ, а значит – максимально сократить сроки ремонта».

Две тонны льда

Что происходит, почему над монтажной площадкой белый дым? Это пар от очистки ротора сухим льдом с помощью специальной установки – криобластера. Такая технология очищает поверхность от масла, краски, ржавчины, битума, клея, любых осевших загрязнений.

«Метод очень похож на пескоструйную обработку, но вместо песка используются частицы сухого льда, – поясняет начальник производственного участка Гидроремонта-ВКК на Чирюртской ГЭС-1 Али Магомедов. – Оператор установки направляет струю сухого льда температурой –79 °C на поверхность. Верхний слой моментально замерзает, становится хрупким и легко снимается. Гранулы льда испаряются, оставляя идеально чистую поверхность без повреждений».

Всего на обработку ротора и статора потребовалось 2 тонны ледяных гранул. На очищенные узлы нанесли антикоррозионное покрытие. Это только один из 20 видов работ на генераторе, которые в ходе капремонта выполнили на Чирюртской ГЭС-1.

Краска, проявитель и магнитный порошок

Арт-терапия помогает от усталости не только людям, но и гидроагрегатам: с помощью краски специалисты обнаруживают в деталях невидимые глазу трещины. Цветную дефектоскопию применили и в этот раз. Сначала на металл нанесли специальный краситель яркого цвета – пенетрант, сверху забрызгали проявителем, и яркие капилляры сразу показали места дефектов.

ОПИСАНИЕ ФОТОГРАФИИ
Магнитный порошок распыляют на поверхность, и он собирается в месте дефекта.

Там, где не подходят краски, в дело идет магнит, или магнитопорошковая дефектоскопия. На деталь распыляют специальную магнитную суспензию, на поверхность ставят электромагнит. Проблемные места превращаются в полюса, и весь порошок собирается на месте дефекта.

Вода лопасти точит

У воды своя работа по износу поверхностей – в ускоренном потоке образуются пузырьки воздуха, объединяются в крупные пустоты – каверны. Они мгновенно заполняются водой, в их центре происходит микроскопический гидравлический удар с огромным давлением – около тысячи атмосфер. Соприкасаясь с металлом или бетоном, каверны начинают разрушать поверхность, поэтому устранение последствий кавитационного износа всегда в перечне работ капитального ремонта.

В этот раз специалисты Гидро­ремонта-ВКК выполнили наплавку лопастей прямо в шахте агрегата, рабочее колесо на монтажную площадку не переносили. Кроме того, отремонтировали вал и крышку турбины, направляющий аппарат, турбинный подшипник и маслонапорную установку, проверили зазоры подшипников и уплотнения лопастей.

Укрепляющие уколы

В завершение «оздоровительных процедур» на гидроагрегате отремонтировали камеру рабочего колеса – устранили последствия кавитации на металлической облицовке, отшлифовали и проверили сварные швы, заполнили пустоты под облицовкой методом инъектирования. Принцип абсолютно тот же, что у уколов, только вместо шприца – инъекционный насос с полимерной смолой. Кстати, герметичность и прочность этого материала на порядок выше, чем у бетона. Теперь обновленный агрегат снова как новенький.