Горячее сердце Комсомольска-на-Амуре

85 лет назад была введена в эксплуатацию Комсомольская ТЭЦ‑2. Незадолго до пуска она едва не сгорела, но выстояла, чтобы дать энергию городу и промышленности, а вскоре и фронту.

В начале 1930-х годов Хабаровский край рассматривался как очень перспективный для развития отечественной промышленности. В 1932 году для первых предприятий только что появившегося города Комсомольска-на-​Амуре – лесозавода, механических мастерских и других объектов – были созданы мини-​электростанция мощностью 4,5 кВт и небольшая осветительная сеть. В местных домах тогда впервые появился свет.

В огне не горит

В 1933 году были введены временная установка мощностью 250 кВт и резервная электростанция 1250 кВт. Тогда же начало набирать обороты строительство первой очереди ТЭЦ. Оно проходило в непростых условиях: техники не хватало, а в холодное время года ситуацию усугубляло огромное количество снега.

Боец строительного батальона, а позднее дежурный электромонтер А. В. Новиков рассказывал: «4 апреля 1934 года наша бригада вышла на котлован первой очереди. Сначала мы выносили оттуда снег, которого в ту зиму было очень много. После бетонирования колонн и фундамента работали на монтаже машинного зала и котельной. Приходилось перетаскивать задвижки с помощью ручных лебедок на большие расстояния, так как не было даже тракторов».

ЦИФРЫ

222,5 МВт

электрическая мощность

786 Гкал/ч

тепловая мощность

105,6 млн Гкал

тепла

59,6 млрд
кВт ч

электроэнергии

выработала станция за время эксплуатации

>50%

территории Комсомольска-на-Амуре обеспечено теплом ТЕЦ-2

Неприятный эпизод произошел на завершающем этапе строительства. «Когда ТЭЦ уже была готова к вводу в эксплуатацию, случился пожар, – вспоминала позже строитель станции Е. Ф. Нератова. – Воды поблизости не было. В полах шинелей и пальто люди носили снег на высоту пяти этажей, но не дали огню разгуляться».

Станцию спасли. Ее первый котел начал отапливать цеха Амурского судостроительного завода осенью 1934 года. А 26 ноября следующего года был введен в эксплуатацию первый турбогенератор. Эта дата и вошла в историю как день рождения Комсомольской ТЭЦ‑2.

В 1937 году началось строительство второй очереди. Работы были завершены в рекордно короткий срок – за 22 месяца. Мощность станции увеличилась до 30 МВт.

Энергия любой ценой

Работники Комсомольской ТЭЦ‑2 не участвовали в боях Великой Отечественной войны. У тружеников тыла была другая ответственная задача – энергообеспечение городских предприятий, выпускавших продукцию для фронта.

Оборудование станции работало с запредельными нагрузками, несмотря на все сложности. Во-первых, не хватало квалифицированного персонала, при этом требовалось немедленное решение множества сложных технических задач. Во-вторых, на молодой ТЭЦ еще не были завершены некоторые наладочные работы. В-третьих, пришлось осваивать котлы на угольной пыли, поскольку весь мазут уходил на фронт.

Особенно тяжелыми выдались зимы 1941–1943 годов. Станция перешла на сжигание непроектного сучанского угля. Людям приходилось бороться и с расплавленной золой, которую вывозили вручную, и с взрывами угольной пыли в топках неотлаженных котлов, и с глыбами смерзшегося угля, которые разбивали всем коллективом, включая начальника ТЭЦ.

Немало примеров поистине героических поступков. Так, однажды был аварийно остановлен пятый котел. Требовался его срочный ремонт, но до остывания сварочные работы провести казалось невозможным. Тогда сварщик Иван Новиков надел ватник, шапку, рукавицы, его обвязали веревкой и спустили в барабан раскаленного котла. Очень быстро лицо Ивана стало багровым от жара, его поливали холодной водой через каждые несколько минут. Одежда моментально высыхала и раскалялась заново. Котел чинили два часа, которые показались вечностью.

Кроме того, приходилось маскироваться. Персонал станции работал в темноте, при плотно закрытых дверях, зашторенных окнах и едва светящихся сигнальных лампочках приборов. Укорачивали и снимали дымовые трубы, корпуса затягивали маскировочной сетью. А после длинного рабочего дня энергетики ехали на военные тренировки. В таких условиях герои тыла делали все, что было в их силах.

Да здравствует Победа!

Василий Зайцев работал в годы войны на Комсомольской ТЭЦ‑2 начальником топливоподачи, затем начальником котельного цеха, дежурным инженером станции. После выхода ТЭЦ из состава Амурского судостроительного завода стал ее директором. Сохранились его воспоминания о победном дне:

«Утром 9 мая 1945 года я как дежурный инженер станции только что принял смену. Около девяти часов, после оперативки, когда начальники цехов разошлись по своим делам, из раскрытых дверей главного щита управления я услышал два слова: «…с праздником Победы». Это Юрий Левитан закончил читать Указ Президиума Верховного Совета СССР об окончании войны. Вбежал на щит. То, что там творилось, обычными словами описать невозможно. Я дал команду старшему кочегару Петру Алексеевичу Гришину открыть на «всю железку» гудок и гудеть, пока не разрешу закрыть пар. А в это время на ТЭЦ камнем падала электрическая нагрузка. Такое случается при тяжелых аварийных ситуациях, но здесь было другое: весь город остановился. Остановились все предприятия, все механизмы. И теплоэлектроцентраль несла лишь необходимый для себя минимум. Ее-то нельзя было остановить ни при каких обстоятельствах, как нельзя остановить сердце».

С новой силой

После войны развитие Комсомольской ТЭЦ‑2 взяло новый темп. В 1957 году станция вышла из состава судостроительного завода и стала частью энергосистемы Хабаровского края. В 1964 году была введена третья очередь, в начале 1970-х – четвертая. В 1974-м, в качестве цеха, в ТЭЦ‑2 вошла Комсомольская ТЭЦ‑1.

Рубеж 1970–1980-х годов запомнился энергетическим кризисом. Город развивался, энергетических мощностей не хватало, а на Комсомольскую ТЭЦ‑2 поступал низкокалорийный уголь. Тогда на подмогу энергетикам пришли судостроители, авиационники, военные – все помогали с подачей угля и ремонтом оборудования. В 1980-х годах ситуация изменилась к лучшему: ввели ЛЭП‑220 Комсомольск – Хабаровск, затем ЛЭП‑500, водогрейную котельную «Дземги», Комсомольскую ТЭЦ‑3. В то же десятилетие состоялся перевод оборудования на газ – в качестве основного топлива.

Сегодня, в свои 85, Комсомольская ТЭЦ‑2 – надежная станция, которая достойно справляется со своей миссией и не чувствует себя на свой возраст.

Для подготовки статьи использованы материалы из статьи Валентины Алексеевой «Город и станция: одна история, одна судьба. Комсомольской ТЭЦ‑2 – 75 лет», опубликованной в журнале «Дальневосточный потребитель».