Станция общественной пользы

Несколько переименований, войн, революция и почти полное перерождение – чего только не помнит история старейшей электростанции на Дальнем Востоке, Владивостокской ТЭЦ‑1. Энергообъект, который дал мощный толчок развитию региона более ста лет назад, и сегодня остается источником тепла и горячей воды для крупного района столицы Приморья.

Дорога к свету

История нынешней Владивостокской ТЭЦ‑1 началась со строительства во Владивостоке городской электрической станции общего пользования (ВГЭС №1). Электрические станции с небольшими мощностями во Владивостоке появились еще в конце XIX века. Первопроходцами в электрификации региона стали военные Владивостока. Береговые батареи города начали освещаться мощными дуговыми прожекторами, электричество для которых вырабатывалось с помощью паровых двигателей. Первая электростанция мощностью всего в несколько киловатт была пущена в начале 1880-х годов в Мингородке и использовалась для освещения складов военно-морского ведомства. В 1893 году торговый дом «Кунст и Альберс», а в 1897 году фирма «Чурин и Ко» построили две электростанции для ­освещения своих торговых центров и контор. Но вопрос о строительстве электростанции, способной обеспечить весь Владивосток, стоял в то время остро. Росло население Приморья, развивались промышленность, жилищно-коммунальная инфраструктура – все это увеличивало спрос на электрический ток. В октябре 1901 года торговый дом «Кромптон и Швабе» предложил городскому управлению организовать на концессионных началах электрическое освещение. Для строительства станции выбрали место около Безымянной батареи на улице Тюремной (нынешняя улица Западная). Но процесс рассмотрения вариантов городской электрификации и поиск средств на строительство затянулись на долгие девять лет. В 1910 году по поручению городской думы техническо-строительная комиссия одобрила проект, разработанный инженером С. К. Токаржевским. Стоимость электрической станции и сети оценивалась в 564 тыс. рублей. Договор на строительство был заключен с владивостокским отделением русского общества «Всеобщая компания электричества» 5 марта 1911 года. На станции мощностью 1350 кВт были установлены два водотрубных паровых котла системы «Бобкок и Вилькокс», два турбогенератора трехфазного тока. Мощность одного турбогенератора составляла 675 кВт, скорость – 3000 об/мин, напряжение – 2200 В. Топливом для будущей станции должен был стать уголь Сучанского рудника. К ноябрю того же года возвели здание элект­ростанции, а уже в декабре в присутствии комиссии техническо-строительного отдела городской управы провели испытания котлов. 18 февраля 1912 года Владивостокская городская электрическая станция общего пользования была введена в постоянную эксплуатацию. Первым руководителем станции, как и всех электрических сооружений города, стал Дмитрий Хлобыщин. ВТЭЦ-1 (3).jpg Владивостокская ТЭЦ-1 ведет свою историю с 1912 года. Сейчас станция обеспечивает теплоснабжение Фрунзенского района города. 

В целях необходимости

В первый же год эксплуатации станции выяснилось, насколько большой во Владивостоке спрос на электроэнергию. На тот момент ГЭС №1 обслуживала 1785 абонентов, 1200 уличных фонарей и 61 мотор. К концу года станция была так загружена, что котлы и машины работали без резерва и часто при значительной перегрузке. За год, с июля 1912 года, нагрузка станции увеличилась с 800 до 1450 кВт. В связи с необходимостью на ГЭС №1 был установлен третий, более мощный котел, а городская управа поставила вопрос о расширении электрической станции. План подразумевал реконструкцию в два этапа. В первую очередь в 1914 году предусматривалась установка турбогенератора №3 мощностью 2250 кВт и котла №4 с поверхностью нагрева 500 м2. Затем в 1917 году планировалась установка турбогенератора №4 мощностью 2250 кВт и котла №5 с поверхностью нагрева 500 м2. Но Первая мировая война, революция, а затем и Гражданская ­война помешали осуществлению этих планов. Отсутствие у городских властей достаточных средств и желания для проведения надлежащего ремонта и до­оборудования станции, частая смена лиц, ведавших элект­ростанцией и элект­рическим хозяйством города, привели к тому, что к 1920 году станция оказалась в состоянии, близком к катастрофическому. Городская управа вынуждена была принять ряд мер, чтобы поддержать работу станции – отремонтировать все котлы и турбины, а также установить новый сдвоенный котел системы «Гейне». Эти меры несколько улучшили состояние станции, но все же она не в силах была удовлетворить потребности города в электроэнергии. К ноябрю 1922 года в работе находились два паровых котла и один турбогенератор, станция могла вырабатывать не более 900 кВт·ч при форсированной работе котлов и отсутствии гарантии на беспрерывность подачи энергии. Монтаж котла.jpg Монтаж котла на ГЭС №1 после реконструкции, 1927 год. 

Жизнь по-новому

Новая советская власть энергично взялась за приведение станции в надлежащий вид. В 1922 году ГЭС №1 была передана в ведение Комхоза, на станции провели капитальный ремонт всех котлов и паротурбин, а также повысили мощность станции до 2775 кВт. Благодаря принятым мерам по улучшению состояния станции, снижению себестоимости, а за ней и тарифа на электроэнергию количество потребителей быстро выросло и уже через год достигло 4500 абонентов. Бурный рост Владивостока заставил уже в 1926 году заняться расширением станции. В следующие пару лет были установлены два котла ­«Фицнер и Гемпер» с площадью нагрева 250 м2, пущена в эксплуатацию турбина фирмы «Шкода» мощностью 2000 кВт. Станция достигла мощности 4850 кВт. Постоянный рост потребности в электричестве и реализация Дальневос­точного плана ГОЭЛРО в 1930 году вновь поставили вопрос о расширении ГЭС №1. Было решено демонтировать старое оборудование, за исключением турбины «Шкода», и установить новое, в том числе две английские турбины «Беллис-Морком» по 3000 кВт. Через два года станция закончила свою реконструкцию и достигла мощности 8000 кВт. А вскоре благодаря установке еще одного турбогенератора типа ОК‑30 мощность станции поднялась до 11 000 кВт.

В начале 1930-х годов ГЭС №1 объединили с электрической станцией «КЭТ», что на острове Русский, с помощью кабеля 22 кВ, проложенного по дну бухты Золотой Рог. Диспетчерское управление осуществлялось с Владивостокской станции. А в 1936 году ГЭС №1 вошла в систему государственных станций «Главэнерго» Наркомата тяжелой промышленности СССР. С тех пор она стала называться Владивостокской государственной районной электростанцией (­ВГРЭС №1). Генератор Электросила, произведенный в 1931 году, в настоящее время является экспонатом музея энергетики ВТЭЦ-2..jpg Генератор «Электросила», произведенный в 1931 году.

По законам военного времени

Будничное течение жизни станции нарушила Великая Отечественная война. Тяжелое время наложило отпечаток и на работу. Необходимо было наладить бесперебойную поставку электроэнергии предприятиям, которые выполняли заказы для фронта. «Дальзавод», завод «Металлист», военные номерные и другие заводы получали электричество от Владивостокской ГРЭС №1. Первоочередное обес­печение электричеством промышленных предприятий приводило к резким сокращениям коммунальных и бытовых нагрузок города. В то время как жилые массивы оставались в темноте, рядом сверкали огнями предприятия оборонного значения.

Работники Владивостокской ГРЭС-1 в непростое время смогли в кратчайшие сроки осуществить на станции перемотку турбогенераторов №1 и 2. Эти мероприятия позволили почти в два раза увеличить производительность станции, что было крайне необходимо для электроснабжения судостроительного завода №202, выпускавшего эсминцы, подводные лодки, буксиры, баржи. Сотрудники работали днями и ночами. Как напоминание о военных годах на теплоэлектростанции до сих пор сохранилось небольшое убежище, в котором операторы станции могли спрятаться при обрушении здания. Такие защитные сооружения находились в каждом помещении, у всех котлов.

Учитывая важность ГРЭС №1 в обеспечении устойчивой работы оборонных заводов, персонал станции имел бронь от призыва в армию, но военкоматы Владивостока часто ее нарушали. Для того чтобы сохранить работоспособность предприятия, директору приходилось с помощью Приморского крайисполкома освобождать своих работников от призыва и даже снимать их с поездов, уходящих на запад страны. Но большая часть коллектива ушла на фронт. Домой вернулись не все.

Сегодня свидетельства описанных событий из истории Владивостокской ТЭЦ‑1 бережно хранятся в музее энергетики. В здании 1912 года постройки среди экспонатов представлены паспорт электростанции ­ВГРЭС №1 , кирпич из кладки первого здания, немецкая кожаная каска. Особое место занимают раритетные экспонаты: те самые турбины «Беллис-Морком» (1931 год), советский генератор «Электросила» (1931 год), а также немецкий мостовой кран-балка «Пекацек», который был вывезен из Берлина в 1945 году. Значительную часть экспозиции занимает щит теплофикационных установок, который точь-в-точь воссоздает рабочее место машиниста-обходчика в послевоенные годы.

Кстати

В середине 1930-х годов Владивостокская ГРЭС №1 стала производственной базой для будущих инженеров энергетических специальностей – студентов Дальневосточного политехнического института. Станция – первая кузница высококвалифицированных и руководящих кадров для энергетики Дальнего Востока.