Я узнаю ее… по опорам
ЦИФРЫ
это одни из самых высоких опор на Дальнем Востоке
вес каждой переходной опоры ЛЭП Эгершельд – Зеленая – КЭТ
75-метровые опоры воздушных переходов ГЭС – ОРУ называют фирменным знаком Чебоксарской ГЭС. Контрастная бело-красная окраска пяти устремленных вверх опор выигрышно смотрится на фоне гидротехнического сооружения и открытого водного пространства с любого ракурса.
От блочных трансформаторов, установленных на ГЭС, отходит пять воздушных выводов до ОРУ 500 и 220 кВ. Самым протяженным, длиной 1400 м, является вывод 220 кВ №2 от пятого блока ГЭС. Все перекидки проходят над верховым подходным каналом судоходных сооружений Чебоксарского гидроузла, поэтому надводные габариты воздушных переходов учитывают высоту проходящих по Волге судов – 16 м – и составляют соответственно 20 и 19 м.
Инженерный замысел уникальной конструкции опор принадлежит дирекции строящейся Чебоксарской ГЭС, сами конструкции были разработаны ЦНИИ ПроектСтальКонструкция. Они предусматривают также возможность прокатки под ними козловых кранов нижнего бьефа грузоподъемностью 2х200 тонн каждый, с помощью которых осуществляется маневрирование основными затворами водосбросов.
Необычна также история установки опор: в 1985 году бригада монтажников Владимира Корнео из треста «Гидромонтаж» взамен поэлементной сборки 300-тонных опор предложила более качественный и быстрый монтаж блоками. Собранные на земле многотонные конструкции поднимали и монтировали с ювелирной точностью до миллиметра.
Фотозвезды
Эти опоры часто попадают в объективы фотокамер жителей и туристов Владивостока. ЛЭП 35 кВ Эгершельд – Зеленая – КЭТ связывает островную систему электроснабжения с материком, обеспечивая электроэнергией остров Русский. Морской переход расположен в живописном и самом узком месте пролива Босфор Восточный, между мысом Эгершельд и островом Елена. При этом одна из опор расположена на насыпном острове, к которому проложена дорога. Обратите внимание на разницу в высоте опоры и маяка.
Из-за особенностей расположения эксплуатировать ЛЭП приходится в сложных погодных условиях. Высокая влажность, туманы, сильные ветра оказывают влияние на состояние конструкций перехода. Для защиты металла от коррозии используется специальная краска, при этом общая площадь окрашивания составляет более 1,1 тыс. м2. К проведению ремонтных работ привлекают только специалистов, имеющих право работы на высоте 150 м и альпинистское снаряжение. Например, для последнего проведенного ремонта металлоконструкций, покраски двух переходных опор и ремонта провода понадобилось поднять 350 кг оборудования и материалов на высоту 150 м.
Головокружительный перепад
Узкий створ реки Сулак в районе расположения Чиркейской ГЭС не позволил смонтировать ОРУ 330 кВ около силовых трансформаторов. Последние установлены около приплотинного здания ГЭС на отметке 177 м, в то время как распределительное устройство находится гораздо выше, на отметке 401 м. В результате перепад высот между ними с учетом высоты входных порталов составляет более 250 м.
Кроме того, из-за топографических особенностей промежуточные опоры воздушных переходов, по которым осуществляется передача электроэнергии от трансформаторов к ОРУ, находятся на разных отметках, а их высота варьируется от 14 до 42,5 м.
Опора с отпором
В 2018 году на Камчатке на ВЛ-201 были установлены опоры, способные выдержать сход лавины. Это инновационный проект, не имеющий аналогов на территории не только Камчатского края, но и всего Дальневосточного федерального округа. Линия Авача – Мутновская ГеоЭС обеспечивает подачу порядка 30% всей электроэнергии, потребляемой центральным энергоузлом Камчатского края. Условия эксплуатации чрезвычайно сложные: ветровые нагрузки до 60 м/с, гололед и, самое главное, лавины, объем которых может составить от 1 до 2,5 млн мі. Именно они несколько раз полностью разрушали опоры.
В связи с этим руководство Камчатскэнерго инициировало НИОКР по разработке специальной конструкции опор, которая будет устойчива к нагрузкам от схода лавин и образования оползней.
Научно-технический центр ФСК разработал конструкцию, которая отличается от типовой тем, что она многогранная, высокопрочная и внутри на треть своей высоты залита бетоном. Всего на лавиноопасном участке установлено три подобные опоры.
Тяжеловес на сваях
Посреди одной из самых длинных и крупных водных артерий мира – реки Лены – на небольшом острове возвышается колосс. 140-метровая русловая опора – одна из шести гигантских опор кабельно-воздушной линии электропередачи 110 кВ Майя – Табага, которая обеспечивает электроснабжение семи заречных улусов Якутии.
ЦИФРЫ
длина проводов в пролете над рекой Леной
высота русловой опоры вместе с устоем
вес опоры
В период зимней переправы 2023 года специалисты Якутскэнерго провели первый этап ремонтных работ на фундаментной части, в следующем году запланирован ремонт металлоконструкций самой опоры.
Строительство перехода ЛЭП Майя – Табага через реку было начато в 1983 году и длилось девять лет. Работы можно было осуществлять только в зимнее время, когда к острову был доступ по устойчивому речному льду. Здесь был выкопан котлован глубиной 20 м, из которого с помощью насосных станций, чья суммарная мощность была эквивалентна водозабору Якутска, постоянно откачивались незамерзающие подрусловые воды.
Каждой зимой опора проходит испытание ледоходом – ледяные глыбы оставляют вмятины даже на особо прочном стальном покрытии фундамента. В половодье практически весь фундамент опоры полностью уходит под воду, именно поэтому она расположена на устое – 25-метровом железобетонном фундаменте, покрытом специальным металлическим профилем – шпунтом Ларсена из толстостенной высокопрочной стали. Устойчивость русловой опоры и ее фундамента обеспечивают 111 железобетонных свай диаметром 1 м. Сама металлическая красавица состоит из девяти секций, установленных друг на друга.
КСТАТИ
Первые в мире ЛЭП 500 кВ были установлены на Волжской ГЭС.
В декабре 1959 года была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи 500 кВ Сталинградская ГЭС (так станция называлась в то время) — Москва, в сентябре 1961 года вошла в строй вторая цепь той же передачи. До этого в стране эксплуатировались ЛЭП максимальным габаритами 400 кВ.
Во время их эксплуатации было сделано заключение, что при сравнительно небольшом усовершенствовании основного оборудования они смогут работать при рабочем напряжении 500 кВ.