Волжская ГЭС: Ни бревна, ни царапины

На Волжской ГЭС вывели в модернизацию гидроагрегат №1. На первый взгляд, событие рядовое: он станет 16-м по счету, получившим вторую жизнь. С другой стороны, именно с этой машиной связана важная веха в истории отечественного машиностроения.

Турбина агрегата была изготовлена Ленинградским металлическим заводом как экспериментальная, она предназначалась для натурных испытаний передовых конструктивных и технических решений, – рассказывает инженер группы турбинного и гидромеханического оборудования производственно-технической службы Волжской ГЭС Олег Уланов. – Именно на ней впервые было опробовано водяное охлаждение обмотки статора генератора, которое позднее было внедрено на Красноярской ГЭС. Так что первый по номеру агрегат был введен в эксплуатацию последним по счету – в ноябре 1962 года – и прослужил почти четверть века. В 1986 году назрела необходимость реконструи­ровать турбину, поскольку одни экспериментальные узлы исчерпали свой ресурс, а другие оказались недостаточно надежными и требовали больших трудозатрат во время ремонтов. К тому же во время сильнейшего паводка 1979 года бревна повредили рабочее колесо и направляющий подшипник турбины. Поэтому агрегат не выдавал установленную мощность 115 МВт во всем диапазоне напоров.

Специалисты «Института Гидропроект» и Ленинградского металлического завода создали другую, опять же принципиально новую конструкцию, в которой совместили преимущества поворотно-лопастных и радиально-осе­вых турбин. Для того времени решение было революционным: новое рабочее колесо пропеллерного типа с безмасляной втулкой и переменным углом установки лопастей. Экологически чистая турбина отработала почти 30 лет. К сожалению, из-за поломки уникального механизма, поворачивающего лопасти, они были зафиксированы в одном положении, что позволяло эксплуатировать агрегат только в узком диапазоне нагрузок – от 100 до 115 МВт. Поэтому он не мог полноценно участвовать в системе автоматического регулирования частоты и активной мощности. Теперь «великому эксперименту» предстоит замена турбины, генератора, вспомогательного оборудования, систем автоматики и управления, в результате чего мощность машины вырастет на 10,5 МВт. А станция получит принципиально новую гидротурбину увеличенной мощности с экологически чистым рабочим колесом.

– На Волжской ГЭС уже заменены 15 гидротурбин и 7 генераторов из 22, – сказал директор филиала Сергей Бологов. – Комплексная модернизация идет по графику, без сбоев, и мы намерены приложить все усилия, чтобы завершить замену гидросилового оборудования в срок. Растягивать этот процесс нецелесообразно: потребуются дополнительные немалые расходы на регулярную консервацию уже изготовленного оборудования, сразу возникнут проблемы с обеспечением надлежащих условий его хранения. Например, любая царапина может повредить зеркало подпятника генератора, что неминуемо отразится на его эксплуа­тации. К тому же наработанный за эти годы опыт взаимодействия с подрядчиками и коллегами бесценен, нельзя его потерять.